13 сент. 2008 г.

Россия: первый суд над SEO-оптимизаторами

В России завершился первый судебный процесс, касающихся «черных» методов поискового продвижения в интернете (SEO, Search Engine Optimization). Одна компания-производитель электронного оборудования обвинила другую в том, что поиск по названию ее торговой марки приводит пользователей на конкурирующий сайт. Суд отклонил этот иск. Однако эксперты предупреждают, что число таких дел будет неизбежно расти.

69425896cbc64176896b97d888a82238_full

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес свое решение по первому в Рунете делу об использовании мета-тэгов в борьбе за внимание пользователей к корпоративным сайтам. Питерская компания «НПО Инженеры электросвязи» обнаружила в HTML-коде чужого сайта (принадлежащего компании СТР) слово «ЕхРro». Оно является зарегистрированным товарным знаком производимой НПО продукции. Этот оптимизаторский прием приводил к следующему эффекту: запрос по слову «ЕхРro» в «Рамблере» вел не на ресурс НПО, а на сайт СТР, утверждала потерпевшая сторона.

Компания СТР занимается разработкой и производством устройств защиты различного оборудования от опасных электромагнитных воздействий под торговой маркой «НПО СТР-Телеком», поставкой телекоммуникационного оборудования. Видимо, из-за схожести деятельности компаний «Инженеры» предпочли сразу обратиться в суд и предъявить свои претензии на использование их товарного знака «в сети интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации».

Формулировка о «других способах адресации» из 4-й части ГК РФ и стала камнем преткновения в этом процессе. Дело в том, что одна из статей закона не допускает использования чужого товарного знака как на упаковке продукта, так и в доменном имени и при этих самых «других способах». Однако в том, можно ли под ними понимать HTML-код или нет, эксперты договориться не смогли. Как рассказал CNews представлявший интересы СТР юрист Антон Серго, суд оказался в непростом положении. Российские суды всего несколько раз рассматривали нарушения прав на товарный знак в подобном контексте.

Участник разработки 4-й части ГК РФ Виталий Колятин считает, что применение этой нормы закона к HTML-коду страницы абсурдно: «Ссылка на «иные способы адресации» обусловлена необходимостью отразить существование наряду с принятой системой доменных имен (DNS) и существование так называемых «альтернативных» систем адресации. Количество споров, связанных с такими способами адресации, в мире растет, и законодательство должно это учитывать», - рассказал он. Таким образом, HTML-код страницы, будучи определенным функциональным инструментом, не является и не может рассматриваться в качестве способа адресации в интернете, согласился Антон Серго.

«Каким образом и кем слово «ЕхРro» было введено в поисковую систему, в судебном заседании установить не представилось возможным, - говорится в решении суда. - Кроме того, на сайте отсутствует упоминание о товарах, маркированных обозначением «ЕхРro». С учетом изложенного, иск удовлетворению не подлежит», - заключил суд.

По словам главы российской практики в области ИС, ИТ и телекоммуникаций юридической фирмы Salans Виктора Наумова, дело НПО действительно нетривиальное и не только потому, что сложно по нему работать с доказательствами, но и потому, что формулировки и прошлого закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», и действующей части 4 ГК РФ говорят о нарушении прав на товарный знак при использовании в интернете, «в том числе в доменном имени и при других способах адресации». «При такой формулировке нормы при дальнейшем рассмотрении дела, я думаю, что решение будет обжаловано, все будет зависеть от того, как - широко или буквально будет толковаться понятие "способ адресации"», - добавил Виктор Наумов.

Эксперты считают, что поскольку подобных процессов на Западе становится все больше, в скором времени такая судебная практика может стать нормой и для России. «Скорее всего, это не последнее дело по «другим способам адресации»,- считает Антон Серго. - По зарубежному опыту можно уверенно сказать, что объем дел такого типа будет в дальнейшем расти, но борьба будет вестись не с целью устранения с рынка конкурентов, а с недобросовестными «продвиженцами», тем более что действующее законодательство позволяет успешно с ними бороться».

Номера прикрутят к машинам навечно.

В России планируется изменить систему получения номеров для автомобилей. Государственная регистрация теперь будет закреплена непосредственно за транспортным средством, что позволит не менять номер при смене владельца.

b51ff2aec94f14facb419cb491772204_full

Эта мера призвана устранить дефицит автомобильных номеров и ускорить работу Государственной инспекции по безопасности дорожного движения, которой не придется больше заниматься многочисленными проверками списанных госзнаков.

Для экономии времени в ГИБДД уже подготовлен новый регламент по регистрации автомобилей, который поминутно расписывает время на совершение тех или иных действий пи регистрации авто. Согласно ему, время ожидания в очереди на подачу документов не должно превышать 30 минут, а время ожидания начала осмотра автомобиля - не более 15 минут. Несоблюдение регламента будет рассматриваться как должностной проступок.

По информации "Российской газеты", ГИБДД планирует начать экономить госзнаки за счет добавления еще одной цифры в автомобильный номер. В действующей редакции закон предусматривает три цифры, тогда как предполагается появление четырех цифр. Это позволит решить проблему нехватки номеров даже при нынешних темпах пополнения автомобильного парка в России.

Новые правила регистрации автомобилей коснутся также любителей пустить окружающим пыль в глаза необычным сочетанием цифр в номере своего автомобиля. Раньше "красивые" номера, как правило, брались из заранее забронированной той или иной организацией серии. Теперь в правилах регистрации появился пункт 21: "Регистрация транспортных средств, за исключением транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории РФ сроком до шести месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков в порядке очередности возрастания их цифровых значений без резервирования за юридическими или физическими лицами отдельных серий или сочетаний символов".

На практике это означает, что теперь человеку пожелавшему, чтобы на его железном коне красовался номер вроде "666" или "777" необходимо будет долго выяснять, когда номера той или иной серии наконец дойдут с "001" до желаемого сочетания цифр. А ведь на это может уйти довольно много времени. К тому же потребуется точно рассчитать, когда подавать документы на регистрацию, чтобы нужный номер выпал именно ему.

971df961cb9f2780963e2262d18add61_full

Совсем по-иному обстоит дело в зарубежных странах, где научились использовать эту страсть автовладельцев на пользу обществу. Там руководствуются принципом хочешь "красивый номер - плати". Например, на очередном аукционе автомобильных номеров в Объединенных Арабских Эмиратах номерной знак с цифрой "1" был продан за рекордную сумму $ 14,5 миллиона.