18 нояб. 2008 г.

Безумные политики

Немного о финансовых пирамидах

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Каждый с детства знает эту простую истину. И тем не менее на протяжении последних 15 лет огромное количество россиян в погоне за «бесплатным сыром» слепо доверяет любым обещаниям недобросовестных компаний. Разнообразные мошенники продолжают завлекать граждан в свои сети обещаниями огромных доходов за короткое время. Из-за финансовой безграмотности населения и желания заработать на высоких процентах вкладчики зачастую не обращают внимания на наличие необходимых документов и лицензий. И финансовые пирамиды продолжают обманывать все новых и новых россиян.

Финансовая пирамида, по сути дела, является специфическим способом получения дохода некоторыми, мягко говоря, нечистоплотными финансовыми компаниями. Организуя продажу ценных бумаг, а зачастую просто раздавая устные обещания, финансовая компания собирает огромные денежные средства, суля наивным вкладчикам проценты прибыли, намного выше рыночных ставок. Финансовая пирамида строится на нескольких уровнях. Держателям ценных бумаг 1-го выпуска частично выплачиваются в виде прибыли денежные средства, полученные от продажи ценных бумаг, или акций, 2-го выпуска, держатели которых, в свою очередь, получают дивиденды от продажи акций 3-го выпуска, и т. д. Крах пирамиды неизбежен, так как владельцев акций становится все больше и больше, а приток денежных средств, несмотря на рекламу, ограничен. В результате все вкладчики, кроме самых первых, теряют свои вложения.

Из-за пробелов в действующем законодательстве бороться с незаконной деятельностью финансовых пирамид чрезвычайно трудно. Большинство мошенников на первоначальном этапе своей "работы" выполняют данные клиентам обещания, а соответственно, у органов внутренних дел нет оснований для пресечения их деятельности. Кроме того, уголовное дело против мошенников можно возбудить только при наличии заявлений потерпевших. Но милиция получает такие заявления уже после того, как пирамида рухнула, а ее руководство вместе со всеми деньгами, скорее всего, скрылось за границей. Наконец, зачастую организаторы финансовых пирамид выбирают вид деятельности, не подлежащий лицензированию и государственному контролю в соответствии с действующим законодательством РФ.

История современных финансовых пирамид начиналась почти девяносто лет назад, а точнее в 1919 году. Итальянец Чарли Понти, эмигрировав в Америку, пытался создать там свой бизнес. Несколько предпринятых им попыток оказались неудачными. Бизнесмен из итальянца был неважный, но зато он оказался гениальным мошенником.

Он придумал очень простую схему надувательства местного населения. Пройдоха Чарли зарегистрировал в местной Коммерческой Палате новую фирму «The Securities Exchange Company» и приступил к обработке аборигенов.

Компания объявила, что привлекает деньги населения под очень высокий процент. Процент этот был не просто высоким, он был фантастически высоким – 45% прироста капитала за каждый квартал. Народ принёс свои денежки и количество клиентов начало расти как на дрожжах. А поскольку первое время проценты выплачивались исправно, приток новых вкладчиков быстро превратился в лавину.

Клиенты поверили, что Чарли нашёл «золотую жилу» и очень грамотно вкладывает деньги инвесторов в дело. Но, как говорят, хорошего много не бывает! События развивались стремительно. Не прошло и года как Компания прекратила выплату процентов по вкладам.

Кредиторы подали иск в суд и власти штата начали судебное разбирательство. Обман вскрылся немедленно: оказалось, что Компания никаких средств вообще никуда не вкладывала. Она оплачивала проценты по вкладам за счёт мощного притока новых клиентов. В итоге судебного разбирательства часть денег, а это в среднем около 1/3 вкладов, незадачливым участникам пирамиды удалось-таки вернуть.

Впрочем, наверняка все помнят грандиозные финансовые пирамиды начала 1990-х годов: "Хопер-Инвест", предлагавший вложить деньги под 30% в месяц, "Властилину", обещавшую вкладчикам автомобили, квартиры и особняки за небольшую часть их стоимости, и, конечно, самую крупную и известную среди них - "МММ".

Масштаб последней аферы и количество обманутых ею россиян ставят ее особняком от остальных недобросовестных организаций. Компания "МММ" начала свою бурную деятельность в 1992 году. Организация собирала с людей деньги под баснословные проценты - до 1000% годовых. Широкую известность она получила благодаря массированной рекламной кампании в СМИ, в частности знаменитым телевизионным роликам про Леню Голубкова.

Создатель компании Сергей Мавроди, воспользовавшись поголовной финансовой безграмотностью россиян, организовал сеть пунктов продажи акций и билетов "МММ" по всей стране. Многие физические лица и фирмы начали хранить сбережения в акциях компании, хотя они никогда не пускались в свободное обращение. При реализации сертификатов акций и билетов компании их стоимость для граждан устанавливалась произвольно, на условиях так называемых самокотировок (сведений о росте стоимости акций компании), которые опубликовывались в СМИ. Так, в начале 1994 года "МММ" поставила цену свыше 1 к 10, то есть более 1000% дохода со своих акций. При этом финансовые документы, подтверждающие стоимость приобретения подобных "ценных бумаг", вкладчикам не выдавались. Все кончилось в 1997 году, когда "МММ" была признана банкротом, а Сергей Мавроди скрылся из России. По разным данным, в финансовую пирамиду вложились от 5 до 15 млн человек, потеряв в результате около 5 трлн неденоминированных рублей!

История русских пирамид 90-х получила огромный резонанс в нашем обществе. Сотни газетных статей, радио- и телевизионных репортажей разъясняли гражданам, как их обманывали, но всё это уже было post factum. И что же вы думаете? Навсегда были отучены любители халявы от повторного наступления на грабли? Нет и ещё раз нет! И в наши дни финансовые пирамиды продолжают своё существование.

Может показаться, что после подобных случаев Россия получила иммунитет к финансовому мошенничеству. Однако громкие истории последних лет показали, что пирамиды никуда не исчезли из нашей страны. А разномастные мошенники, отсидевшись в конце 1990-х - начале 2000-х, сегодня еще более рьяно взялись за обработку доверчивых граждан. В настоящее время, по словам экспертов, ведется достаточно масштабная деятельность организаций, занимающихся привлечением денежных средств физических лиц под высокие процентные ставки для дальнейшего их инвестирования в различные проекты, в том числе инструменты рынка ценных бумаг. С начала 2008 года в нашей стране было выявлено около 50 компаний, имеющих в своей деятельности признаки финансовых пирамид.

Очередному всплеску активности финансовых пирамид способствуют несколько факторов. К сегодняшнему дню выросло новое поколение россиян - поколение, которое не обожглось на приватизации 1990-х годов. Еще одна причина заключается в экономической стабильности, которая последние несколько лет наблюдается в России. У населения появились некоторые накопления, и люди стали задумываться над тем, куда их вложить, чтобы деньги принесли прибыль. Наконец, последняя по порядку, но, возможно, первая по значению проблема - тотальная финансовая безграмотность россиян. Со времен "МММ" абсолютное большинство населения страны по-прежнему ничего не понимает ни в экономике в общем, ни в фондовом рынке в частности.

И вот уже на наших глазах рушатся новые финансовые пирамиды, успевшие за время своей "работы" обмануть сотни тысяч вкладчиков. Достаточно вспомнить несколько последних случаев: бизнес-клуб "РуБин", Омскую компанию "РДС", "БазаКард", "Регион-Центр", "Гарант Инвест", "Гарант Кредит", "Экономический альянс". Самые громкие из них - крушения так называемого бизнес-клуба "РуБин" и компании "Гарант Инвест". По годами проверенной схеме вкладчикам "РуБина" предлагалось инвестировать от 3 тысяч рублей при гарантии доходности вложений от 25 до 50% годовых, а "агентские выплаты" за привлечение в компанию новых вкладчиков доходили до 45%. При этом лицензий ЦБ РФ или ФСФР на привлечение средств граждан и их инвестирование у компании не было. По предварительным оценкам, жертвами пирамиды в России и ряде стран СНГ стали около 300 тысяч человек. Ущерб, нанесенный мошенниками, измеряется десятками миллиардов рублей. Другая компания - "Гарант Инвест" - привлекала своих вкладчиков гарантированной доходностью в 90% годовых. В результате 250 тысяч россиян отнесли в компанию более чем 18 млрд рублей. Своих денег они, скорее всего, больше не увидят.

Ни для кого не является секретом то, что создатели финансовых пирамид постоянно выдумывают новые способы и формы мошенничества. Вот один из них. Несколько лет назад (после вступления в силу Федерального закона от 07.08.2001 № 117-ФЗ) на рынке появился новый вид финансовых компаний - кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ). Схема КПКГ тут же была принята на вооружение мошенниками. На первый взгляд, в деятельности недобросовестных кооперативов нет ничего, что связывало бы их с финансовыми пирамидами. Ничего, кроме обещаний доходности, намного превышающей среднерыночную. Однако судите сами.

К примеру, в Екатеринбурге сейчас действует порядка десятка КПКГ. Такие же организации выявлены в Краснодаре, Ульяновске и Тольятти. Кооперативы обещают доходность в 70-140%. Между тем за ними не стоит ни реального производства, ни фондового рынка. И деньги для выплаты процентов вкладчикам в соответствии с "классической" схемой берутся из вновь привлеченных средств.

Уже есть и рухнувшие пирамиды. Совсем недавно в Башкирии лопнул КПКГ "Восход". В результате деятельности организации 5,5 тысячи вкладчиков лишились 125 млн рублей. Согласно уставу фирмы основными видами ее деятельности были предоставление кредитов и финансовое посредничество. Вклады от граждан принимались на 21 день с гарантией выплаты 95% годовых. При этом никакой реальной коммерческой или производственной деятельности кооператив не осуществлял. А средства первым вкладчикам возвращал за счет вновь вступивших.

Сегодня в России действует 16 организаций, имеющих такие признаки. Вот эти компании: потребительское общество "Рос-Инвест" (Ульяновск), ООО "Взаимопомощь Курган (или Кубань)" (Курган), инвесткомпания Ex Investment Group, или "Экс Инвестмент Групп" (Москва), ООО "Базис-Альянс" (Москва), потребкооператив "Общество автовладельцев "Реалавтогрупп" (Челябинск), ООО "Национальная ассоциация частных инвесторов" (Челябинск), Thor United Corporation (США, представительство
в Москве), онлайновый ПИФ Pif Hyip, ООО "Инвестиционно-финансовая компания "Кватро-инвест" (Санкт-Петербург), ООО "Софт Бизнес Консалтинг" (Москва), холдинг "Радо-С-Групп" (Москва), ООО "Радо-С-Инвестмент" (Москва и Нижний Новгород), ОАО "Корпорация Ацтек" (Санкт-Петербург), ООО "Взаимопомощь - Курган" (Ставрополь), "Иркутский фондовый центр" (Иркутск), ООО "Сан" (Санкт-Петербург).

Мошенников можно вычислить и самостоятельно. У любой финансовой пирамиды есть характерные признаки.

Первое, на что должен обратить внимание потенциальный инвестор, и, может быть, основное, - отсутствие лицензии. Отметим, что согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов" профессиональный участник, предлагающий инвестору услуги на рынке ценных бумаг, обязан по его требованию предоставить копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, копию документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (егонаименование, адрес, телефон), сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника и его резервном фонде.

Второй важный признак финансовой пирамиды - декларируемая доходность. Если финансовая компания гарантирует (!) вкладчику фиксированную прибыль, здесь уже не все чисто. А уж если компания предлагает доходность в 20 и более процентов, такая организация подозрительна вдвойне.

Кроме того, с большой долей вероятности пирамидой является компания, не способная подтвердить свою деятельность, объяснить, куда она размещает средства, либо выдающая информацию, которую невозможно проверить. Вызывает подозрения использование в работе множества различных видов договоров займа, договоров ипотечного кредитования или оказания посреднических услуг, договоров доверительного управления и договоров финансирования, договоров страхования жизни и здоровья граждан. Также инвестора должны насторожить минимальный размер уставного капитала компании и выплаты не из выручки, а из средств предыдущих вкладчиков.

Учитывая эти признаки, легко проверить намерения любой компании или фонда, претендующих на ваши сбережения. И отказаться от сотрудничества с организацией, у которой обнаружится хотя бы
один признак из вышеперечисленных.

В любом случае не стоит забывать о том, что в современном мире деньги трудно заработать и легко потерять. Невозможно предугадать, где и когда рухнет следующая финансовая пирамида. Но у людей, собирающихся доверить свои деньги подобным компаниям, есть серьезный повод задуматься.

Самые дорогие ошибки

Каждый человек делает ошибки, но не за каждую приходится так дорого платить. Некоторые случайные ошибки могут стоить не один миллион долларов

Опечатка, стоившая Нью-Йорку более миллиона долларов

Ошибка бухгалтерии Министерства образования штата Нью-Йорк привела к тому, что сумма, предназначенная на развитие городского школьного транспорта, увеличилась в два раза.
Оказалось, что в одном из слов по невнимательности бухгалтера появилась лишняя буква, и бухгалтерская программа не смогла распознать его. Эта ошибка была обнаружена в ходе аудиторской проверки в июне 2006 года, она привела к тому, что на транспорт было потрачено 2,8 миллионов долларов вместо запланированных 1,4 миллионов. Городским властям пришлось возместить разницу.

Самая дорогая запятая в истории

Август 2006 года, дело о «самой дорогой запятой в истории Канады». Речь идет о конфликте канадских компаний Rogers Communications Inc. и Aliant Inc. Суд обязал крупнейшего канадского провайдера услуг беспроводной передачи данных Rogers Communications Inc. выплатить дополнительные 2,13 миллионов долларов Aliant Inc. после расторжения договора между ними.

В 2002 году между компаниями был заключен договор, содержавший пункт о том, что он «вступает в силу в день подписания и остается в силе в течение пяти лет со дня подписания, а затем может быть продлен на пятилетние периоды, если только не будет расторгнут любой из сторон, подавшей о том письменное уведомление не позднее, чем за год до расторжения». Таким образом Rogers считала, что до 2007 года договор является нерасторжимым, а в 2006 году станет ясно, будет ли он автоматически продлен еще на пять лет. Однако в 2005 году Aliant присылает уведомление о расторжении договора. Камнем преткновения стала злосчастная запятая, из-за которой данный пункт соглашения сторонами интерпретировался (в английском написании) по-разному: представители Rogers утверждали, что условия относятся только к дополнительному сроку, а представители Aliant, основываясь на пунктуационную норму английского языка, – как к дополнительному, так и к основному. Решение было вынесено в пользу компании Aliant, которая получила право разорвать контракт в 2006 году. Это позволило ей значительно повысить плату за свои услуги (с $9.60 за каждую используемую вышку до $28.05), из-за чего Rogers потеряло более двух миллионов долларов – такова стоимость одной запятой.

Опечатка повысила сумму выигрыша с $1000 до $50 000 000

В июле 2007 года один из дилерских автоцентров Розуэлла, Нью-Мексико, выпустил 50 тысяч билетов моментальной лотереи с главным призом в 1000 долларов. Имелось в виду, что главный приз содержит 1 билет из 50 000. Но при печати лотерейных билетов в типографии Atlanta-based Force Events Direct Marketing Co. была допущена ошибка.

В результате получилось, что якобы 50 000 человек стали счастливыми обладателями приза в 1000 долларов. Прекрасно понимая, что выплатить сумму в 50 миллионов долларов нереально, да и вроде как фирма и не обязана, дилерский центр предложил всем выигравшим обменять «неправильно напечатанные» лотерейные билеты на подарочные карты $5 Wal-Mart, которые обошлись фирме в 250 тысяч долларов. После случившегося, Force Events, чтобы хоть как-то успокоить недовольных граждан, выпустила лотерейные билеты с главным призом в 5000 долларов, позднее ещё 20 серий лотерейных билетов с главным призом в 1000 долларов.

Ошибка чилийского трейдера стоимостью 175 миллионов долларов

В 1994 году из-за допущенной во время Internet торгов трейдером Государственной медной компании Чили – Codelco ошибки (когда вместо того, чтобы выгодно продать, он невыгодно купил акции), компания, а следовательно и вся страна потеряла 175 миллионов долларов. На тот период эта суммы равнялась 5% ВНП страны.

Случайная ошибка, стоившая японскому банку 340 миллионов долларов

Из-за случайной ошибки трейдера Mizuho Securities (брокерское подразделение второго по величине в Японии банка Mizuho Financial Group Inc.) в начале декабря 2006 года акции рекрутинговой фирмы J-Com Co. были проданы по цене 1 иена вместо 610.000 иен. Недоразумение, произошедшее отчасти оттого, что компьютерная система Токийской биржи не отреагировала на попытки отменить ошибочное предложение, обошлась торговому дому в 40,5 миллиардов иен (340 млн. долларов) и стало примером, пожалуй, одной из самых дорогих опечаток в мире.

Компания Nokia – история развития и современное состояние

Данным материалом открывается цикл статей, посвященных ведущим мировым производителям мобильных телефонов. Помимо истории возникновения будут рассмотрены знаковые модели телефонов, а также представлена классификация текущего модельного ряда.

И начать хотелось бы с безусловного мирового лидера – компании Nokia.

Финская компания по праву является ведущим мировым производителем мобильных устройств. Конечно, первенство в создании мобильных телефонов принадлежит не Nokia. Раньше всех, в 1973 году, сотовый телефон создала американская компания Motorola. Однако финский производитель представил свои решения уже в конце 70-х гг. прошлого века. Компания активно участвовала в развитии стандарта GSM. Что уж говорить, если еще в 1994 г. Nokia стала поставлять сотовые телефоны… в Японию! При всех своих заслугах финская компания не утратила позиций в период телекоммуникационного бума, как это иногда бывает с недавними лидерами смежных рынков (например, MP3-плееры).

Напротив, в условиях жесткой конкуренции Nokia и сегодня продолжает активно развиваться во всех направлениях, предлагая все более новые и интересные решения.

Возможно, причины такой гибкости стоит искать в истории компании. За 140 лет с гаком финская компания претерпела значительные изменения.

История компании

12 мая 1865 г. финскому инженеру Фредрику Идестаму (Knut Fredrik Idestam) было разрешено построить деревообрабатывающую фабрику. Она была расположена на берегу реки Нокия. Неудивительно, что в 1871 г. компания была переименована в Nokia Ab.

Производство бумаги и бумажной продукции быстро сделало компанию известной. Близость реки позволила Nokia стать также производителем электроэнергии. Это привлекло выпускавшую резиновые изделия компанию Finnish Rubber Works (основана в 1898 г.). В 1922 г. она получила контроль над Nokia и созданной в 1912 г. компанией Finnish Cable Works. Последняя была производителем кабельного оборудования. Что и предопределило телекоммуникационное будущее Nokia.

В дальнейшем название Nokia использовали все три компании. А значит, под этим именем выпускалась самая разнообразная продукция (от резиновых сапог до бумаги).

В 60-х гг. прошлого века в компании Finnish Cable Works было создано подразделение электроники. Это событие стало еще одним шагом на пути к производству цифровой техники.

Тем временем, в 1967 г., произошло закономерное слияние трех компаний в одну. Finnish Rubber Works поглотила Nokia и Finnish Cable Works. Но формально две компании влились в самую маленькую – Nokia Ab. Образовавшаяся Nokia Corporation работала по различным направлениям. Это деревообрабатывающая промышленность, производство резиновых изделий, кабельного оборудования, электроники, выработка электроэнергии и ряд более мелких производств.

Постепенно все больше усилий в компании сосредотачивалось на электронике. В том числе благодаря дальновидному руководству. При генеральном директоре Кари Каирамо (Kari Kairamo) произошли знаменательные для компании события. Появились первые мобильные телефоны Nokia, была создана сеть сотовой связи Nordic Mobile Telephony, для которой выпускались телефоны Nokia стандарта NMT450. Финский производитель в 80-х приобрел ряд электронных компаний – Mobira, Salora, Televa, Luxor of Sweden.

Кризис производства, вызванный спадом мировой экономики, отразился и на развитии Nokia. Кари Каирамо покончил жизнь самоубийством в 1988 г. Финская компания смогла выйти из кризиса путем масштабной реструктуризации. В дальнейшем все ресурсы компании были сосредоточены на телекоммуникациях.

Nokia принимала деятельное участие в продвижении нового стандарта сотовой связи – Global System for Mobile Communications, том самом GSM. 1 июля 1991 г. премьер-министр Финляндии Харри Холкери (Harri Hermanni Holkeri) совершил первый звонок через сеть GSM. Естественно, с телефона Nokia.

В следующем году руководством компании было принято решение о концентрации на телекоммуникационном направлении. Индустриальные подразделения были выделены в отдельные компании.

Это был верный шаг, и уже к 1998 г. финский гигант оказался лидером на мировом рынке мобильной связи.

Сегодня компания выпускает различную продукцию. Это сотовые телефоны, смартфоны и коммуникаторы, аксессуары к ним, телекоммуникационное оборудование для операторов мобильной и фиксированной связи.

Финского производителя выделяет стремление к различным экспериментам, технологическим и дизайнерским. Результатом являются неожиданные и интересные решения. Не все они становятся востребованными. Можно вспомнить неудачи игровых платформ N-Gage и N-Gage QD, сенсорных Nokia 7700/7710. Пользователи часто не готовы к подобным продуктам. Либо сами решения оказываются недоработанными, несовершенными.

Интересно, что при всей тяге к экспериментам компания иногда проявляет неоправданный консерватизм. Так, долгое время продуктовая линейка Nokia состояла сплошь из моноблоков или аппаратов оригинальных форм-факторов, представленных самой компанией, в результате телефоны в популярных форм-факторах раскладушек и слайдеров выходили с запозданием. Также Nokia прозевала моду на тонкие решения, введенную Motorola с ее RAZR V3 и подхваченную другими компаниями. Лишь в прошлом году появились подобные решения (Nokia N76, например). С задержкой финская компания отреагировала на успех музыкальных телефонов Sony Ericsson Walkman. Nokia N91 никак нельзя было назвать массовым. Линейка XpressMusic появилась также сравнительно недавно. Несмотря на все это, финский производитель остается лидером в плане технологий и дизайна.

Можно отметить постоянное совершенствование возможностей платформ (S40, S60), реализацию новых технологий (GPS, встроенные жесткие диски, microUSB и проч.), использование имиджевого заряда и внимание к материалам корпуса.

Прежде чем переходить к современному состоянию компании, стоит пробежаться по знаковым для Nokia продуктам, которые позволили финскому производителю не растерять преимущество в конкурентной борьбе. А также в той или иной мере повлияли на развитие мобильных терминалов вообще.

Идеи, реализованные в этих аппаратах, используются и другими производителями. Что на руку простым пользователям – нам с вами.

Знаковые модели компании

За 20 лет в компании Nokia были разработаны и выпущены сотни мобильных устройств. Какие-то из них были популярны, какие-то – не очень. Многие аппараты обладали новизной, имели передовые функции. Естественно, в маленьком обзоре нельзя рассмотреть все знаковые модели, поэтому решено ограничиться десятью телефонами.

Рассмотрены только GSM-аппарты. Ведь кроме европейского, Nokia производила и производит телефоны для американского и азиатского рынков, что не очень интересно для российского пользователя. До некоторого времени, впрочем, любая новинка была знаковой. Рынок мобильных устройств был сравнительно небольшим. Каждую новую модель знали буквально по имени.

Так, один из первых аппаратов Nokia назывался Nokia Mobira Senator (по имени одной из поглощенных Nokia в 80-х гг. компаний). Правда, назвать мобильным это 15-килограммовое чудо техники было трудно. Выпущенный в 1986 г. Mobira Talkman также был громоздким, хотя и был поменьше. Успешной стала модель Nokia Mobira Cityman (1987 г.) – первое по-настоящему мобильное устройство финской компании.

Правда, пользователи предпочитали называть ее просто Cityman. Что не способствовало узнаваемости торговой марки Nokia. Поэтому впоследствии компания перешла на исключительно цифровые обозначения. Некоторые послабления произошли лишь недавно, в связи с новыми тенденциями на рынке.

Вначале это были трехзначные обозначения. Например, Nokia 252. Впоследствии финская компания перешла на четырехзначные обозначения. К 2000 г. Nokia производила аппараты различных стандартов сотовой связи: GSM, CDMA, TDMA, DAMPS, Japan Digital.

Среди них были очень интересные решения. Например, вышедшая в 1996 Nokia 9000 Communicator. Это был первый в мире коммуникатор - мобильное устройство с расширенной функциональностью. Новинка обладала также экраном высокого разрешения, QWERTY-клавиатурой и – в отличие от КПК – GSM-модулем, что позволяло осуществлять звонки. Nokia 9000 послужила прообразом других коммуникаторов компании – Nokia 9210/9210i, 9300/9300i, 9500, E90.

Другими заметными моделями были появившийся в 1998 г. первый двухдиапазонный (GSM900/1800) телефон Nokia 6150 и первый телефон с поддержкой WAP – Nokia 7110 (2000 г.).

Некоторые финские трубки умудрились даже засветиться в кино, например, в «Матрице».

Правда, к 2000 г. мобильники продолжали оставаться недоступными для большинства. Успешными были дорогие телефоны Nokia из линейки 8ххх. Это имиджевая Nokia 8210 (1999 г.) и ее продолжение 8310 (2001 г.), premium-аппараты Nokia 8810 (1998 г.), 8850 (1999 г.), 8910 (2001 г.) и обновление последнего - 8910i.

Пришедшийся на конец ХХ века мобильный бум поменял все расклады. Рынок потребовал выпуска бюджетных решений. В этих условиях появилась первая из выделенных знаковых моделей – Nokia 3310.

Nokia 3310 – самый продаваемый мобильный телефон

Справедливости ради, стоит отметить, что крайне успешной был и ее предшественник – другой бюджетный телефон - Nokia 3210.

Однако именно модель 3310 стала знаковой не только для финской компании, но и для мобильной индустрии вообще.

Это был самый массовый телефон за всю историю (свыше 120 млн экземпляров). Функционально он был очень скромен. Но при этом отличался качественной связью и высокой надежностью.

Модель предлагала пользователю довольно компактные по тем временам размеры (113х48х22 мм), контрастный монохромный дисплей с подсветкой зеленого цвета, монофонические мелодии звонка (которые, как наверняка многие помнят, можно было забивать самому в виде последовательностей символов), игры («Змейка» стала по-настоящему культовой игрушкой и дожила до наших дней в 3D-версии), функцию голосового набора.

Недостатков у модели также хватало. Это отсутствие встроенной телефонной книги, тяжелый и ненадежный никель-металлогидридный аккумулятор в комплекте поставки, проблемы с экраном в некоторых партиях.

Однако преимущества перевешивали. Использование литий-ионного аккумулятора существенно облегчало вес телефона и повышало время автономной работы. Отличная эргономика и качественный, стойкий к повреждениям пластик навсегда закрепили за моделью звание удобной и надежной «рабочей лошадки».

Пять расцветок корпуса позволяли выбрать решение на свой вкус. Более того, внешность аппарата можно было изменить за счет использования разнообразных сменных панелей. Впоследствии компания Nokia успешно применяла подобную практику во множестве моделей, от бюджетников до топовых моделей (например, Nokia 6230/6230i).

Постепенно новые модели (Nokia 3410, 3510/3510i и др.) вытеснили Nokia 3310 из среднего класса. Однако именно в качестве бюджетного решения модель приобрела мировую известность, поскольку ее в основном поставляли на развивающиеся рынки, к которым компания тогда причисляла и Россию. Во многом благодаря этой модели телефоны Nokia стали так популярны в нашей стране.

Для Nokia 3310 было выпущено обновление в виде модели 3330. В ней появилась встроенная телефонная книга на 100 номеров и WAP-браузер. Но популярности оригинальной версии ей, естественно, достигнуть не удалось.

Nokia 6210 – первый бестселлер компании в бизнес-классе

Данная модель также появилась в 2000 году. В отличие от предыдущей модели, аппарат принадлежал к бизнес-классу. Его функциональность была традиционно высокой для линейки 6ххх. Это емкая встроенная телефонная книга на 500 контактов, множество стандартных приложений – календарь, калькулятор, будильник, WAP-браузер и ИК-порт. Сегодня большинство этих функций считаются естественными для любого аппарата.

Легкомысленных сменных панелей для модели предусмотрено не было, а дизайн был строгим, консервативным. Качественная связь, долгое время автономной работы и надежность также повышали ценность аппарата. Неудивительно, что Nokia 6210 отличала высокая стоимость.

Популярность телефона среди корпоративных пользователей позволила компании выпустить еще одну крайне успешную модель, Nokia 6310. Впоследствии появилось обновление для нее – Nokia 6310i. Внешне практически идентичный, этот аппарат получил в довесок функцию Bluetooth. Несмотря на отсутствие ряда современных функций, многие и сегодня используют эти замечательные аппараты. Причем их очень долгое время работы стало уже эталонным. Особенно по сравнению с большинством современных моделей, которые разряжаются после 1,5-2 суток активной эксплуатации. Объективности ради стоит заметить, что обе модели, 6210 и 6310/6310i, оснащались монохромными экранами. И, разумеется, не обладали теми мультимедийными возможностями, которые предлагают современные аппараты.

Nokia 6610 – один из первых телефонов Nokia с цветным экраном

Дальнейшим развитием 6000-серии стали выпущенные в 2002 году модели Nokia 6610, 7210, 6100. В компании к тому времени уже пришли к осознанию преимуществ выпуска моделей со схожей функциональностью. Эта стратегия успешно применяется сегодня многими компаниями, не только Nokia, но и Motorola, Samsung, прочими производителями. При этом берется базовая платформа, и на ее основе выпускается несколько практически идентичных аппаратно моделей (добавляется-исчезает пара функций). Различия заключаются в дизайне, форм-факторах, материалах корпуса. В дальнейшем платформа получает косметические изменения, а модели наращивают количественные показатели (увеличивается объем собственной памяти, растет количество мегапикселей и проч.). Либо наоборот, параметры сознательно ухудшаются, и на рынок выводится аппарат классом ниже. Все это позволяет ведущим производителям поддерживать высокий темп, выпуская по 20-30 моделей в год.

В 2002 году такая стратегия еще не стала обыденностью. Это позволило Nokia выпустить ряд удачных моделей на базе одной платформы S40. Все новинки – 6610, 7210 и 6100 – были выполнены в различном дизайне и предназначались для различной аудитории.

Модель Nokia 6610, как и две другие, была одной из первых, оснащенных цветным экраном. Особенностями модели были поддержка пакетной передачи данных GPRS и, следовательно, MMS-сообщений, встроенное FM-радио с выводом звука на динамик, возможность загрузки Java-игр через WAP, громкая связь. Еще одним плюсом Nokia 6610 были компактные размеры и малый вес – всего 84 г. Также модель отличала хорошая эргономика.

В остальном это было довольно ординарное решение. В наличии имелся ИК-порт, 4-голосная полифония, но отсутствовал Bluetooth и диктофон.

Реальных конкурентов у всех трех моделей было мало. Телефоны с цветным экраном только-только стали появляться на рынке (например, Sony Ericsson T68i). Что и обеспечило популярность аппаратов Nokia.

Позднее модели 7210 и 6610 получили обновления в виде Nokia 7250 и Nokia 6610i. Обе версии обладали встроенными камерами. Первая модель появилась своевременно (к тому же могла похвастать большим объемом встроенной памяти). Но аппарат Nokia 6610i сильно задержался и к моменту выхода уже проигрывал конкурентам функционально.
Nokia 7650 – первый смартфон и первый слайдер компании

Едва ли не главным событием для компании Nokia в 2002 году стал выход ее первого смартфона, модели Nokia 7650. Хотя вряд ли большинство из многочисленных покупателей знало о том, что приобретает смартфон.

Аппарат привлекал множеством реализованных функций. Это передовой форм-фактор (Nokia 7650 не был первым слайдером на рынке, задолго до этого компания Siemens представила свое решение), встроенная камера, хороший экран с высоким по тем временам разрешением, поддержка MMS-сообщений, ИК-порт, Bluetooth. Возможности платформы Symbian OS S60 также были шире, чем у обычных телефонов. Это телефонная книга, ограниченная лишь объемом встроенной памяти, встроенный почтовый клиент, стандартные приложения.

Впрочем, были у смартфона и недостатки. Это низкое время автономной работы, внушительные размеры и вес. Однако самым главным недостатком модели являлось отсутствие слота для карты памяти. Данное обстоятельство усугублялось сравнительно небольшим объемом собственной памяти – 4 Мб. Несмотря на это, модель стала очень успешной. Во многом потому, что главный конкурент – Sony Ericsson P800, обладавший рядом преимуществ вроде сенсорного экрана, - вышел позднее.

Впоследствии финский производитель выпустил еще один смартфон – Nokia 3650. В соответствии с принятой стратегией это был тот же Nokia 7650, лишь с двумя отличиями. Плюсом была появившаяся поддержка карт памяти MMC. Минусом – крайне спорное управление. Модель была моноблоком с необычной круговой клавиатурой. Высокая цена и низкая эргономика не позволили ей повторить успех Nokia 7650. Хотя впоследствии была выпущена обновленная версия Nokia 3660 уже с привычной цифровой клавиатурой.

Тяга компании к экспериментам порождала необычные аппараты не только в сегменте смартфонов. В 2001 году был выпущен горизонтально ориентированный телефон Nokia 5510 с полноразмерной QWERTY-клавиатурой. В схожем форм-факторе был выполнен аппарат Nokia 3300. Который, в свою очередь, стал прообразом – с точки зрения дизайна – игровых консолей со встроенными телефонами N-Gage и N-Gage QD. Последние стали одной из самых громких неудач финского производителя. Аппараты не смогли на равных конкурировать с компактными игровыми приставками. При этом имели также спорную эргономику. Компании не удалось раскрыть для пользователей преимущества консолей-телефонов, хотя под конец продаж это были самые доступные Symbian-смартфоны на рынке.

Между тем компания штамповала все более необычные аппараты. Это Nokia 6800 и ее обновления 6810, 6820, 6822 с раскладной QWERTY-клавиатурой. А также едва ли не самый странный аппарат – Nokia 7600, имевший форму то ли капли, то ли лепестка.

Большинство из перечисленных аппаратов были нишевыми. Они не смогли стать бестселлерами. Но самым главным минусом для компании стало то, что с выпуском экспериментальных аппаратов она сдала позиции в других сегментах. В 2003 году компании Siemens, Sony Ericsson и другие выпустили гораздо более совершенные аппараты. Модельный ряд Nokia между тем состоял в основном из устаревших либо нишевых решений. Правда, были и функциональные телефоны. К таким относилась и следующая знаковая модель.

Nokia 6230 – сильное решение в бизнес-классе

Формально данная модель была обновлением Nokia 6220. Однако на деле аппарат стал следующим шагом в развитии платформы S40, придя на смену устаревшим телефонам вроде Nokia 6610i. Модель стала еще одним бестселлером в рамках классической 6000-линейки, одним из самых успешных бизнес-аппаратов.

Возможности нового телефона были очень широки. Это полный набор коммуникаций – ИК-порт, Bluеtooth, связка GPRS/EDGE, экран высокой цветности, телефонная книга на 1000 контактов, возможность расширения памяти за счет карт MMC, громкая связь, голосовой набор, почтовый клиент, VGA-камера, MP3-плеер, диктофон, FM-радио, стереовыход и многое другое.

Nokia 6230 стала телефоном, вобравшим в себя все возможные на тот момент технологии. Правда, это не значит, что слабых мест у аппарата не было. Многим не нравился малый размер и низкое разрешение дисплея, ограничение по времени диктофона, невозможность горячей замены карт памяти, сравнительно низкое время работы, некоторые программные недоработки. Несмотря на несбалансированность, аппарат получился функциональнее присутствовавших тогда на рынке конкурентов, большинство из которых относилось к молодежным аппаратам (например, Motorola E398, Sony Ericsson K700i). Nokia 6230, несмотря на наличие сменных панелей, FM-радио и MP3-плеер, относился прежде всего к бизнес-телефонам, среди которых он также был вне конкуренции. Поскольку модель Siemens S65 страдала значительным количеством недоработок, отсутствием MP3-плеера, хоть и располагала 1,3-мегапиксельной камерой.

Впоследствии была выпущена модель Nokia 6230i. Популярность предыдущей модели сделала данный аппарат также весьма успешным. Несмотря на те же габариты и дизайн, это был уже другой аппарат, с лучшим дисплеем, камерой, изменениями в интерфейсе. Правда, стать однозначно лучшим в своем классе аппарату не позволил другой телефон – Sony Ericsson K750i.

Nokia 6630 – дальнейшее развитие Symbian-смартфонов

Тем временем в компании все больше внимания уделялось развитию смартфонов. Вслед за Nokia 3660 в 2003 г. появилась модель 6600. Смартфон позиционировался как бизнес-решение и имел консервативную внешность, хотя из-за характерной формы тут же прослыл «бочкой». В отличие от моделей 2002 года, смартфон был построен на Symbian OS 7.0.

Та же платформа, но с дополнениями (Feature Pack 1), легла в основу следующего смартфона – Nokia 7610. Однако данный аппарат был примечателен не только своей операционной системой. Это была одна из первых моделей на рынке с мегапиксельной камерой. Смартфон также имел интересный дизайн с необычными формами и клавиатурой. Своеобразная тяжеловесная красота привлекла внимание и сделала модель популярной. В том числе - среди представительниц прекрасного пола. Обновление в виде Nokia 6670 имело традиционную клавиатуру и меньшую цену.

На той же платформе был построен первый смартфон компании в форм-факторе раскладушка – Nokia 6260. Единственным его преимуществом был поворотный дисплей. Одним из главных недостатков являлась низкая эргономика (функциональные клавиши располагались на верхней половине). По-настоящему знаковым стал выход в конце 2004 г. бизнес-смартфона Nokia 6630. А аппаратные изменения (использование процессора ARM5 с тактовой частотой 220 МГц) стали очень удачными. Неудивительно, что опробованное «железо» использовалось в последующих решениях. Лишь в прошлом году компания массово перешла на более современные процессоры. Программно модель также стала революционной. Здесь использовалась операционная система Symbian OS 8.0a. Характеристики тоже улучшились. Nokia 6630 стала первым 3G-смартфоном компании. Повысилась производительность, улучшилась работа камеры, появилась возможность горячей замены карт памяти, произошли программные улучшения.

Единственным минусом стал спорный для многих дизайн. Он в чем-то перекликался с предыдущими Nokia 3650 и 3660. Характерные выпуклости по бокам мгновенно породили кучу формулировок среди пользователей. Самым корректным из них были «уши».

Nokia 8800 – деньги – ничто, имидж – все

Аппарат, вопреки высокой цене, стал культовым. Оглушительный успех модели в России сделал его чем-то вроде пресловутого «Мерседеса» из анекдотов 90-х.

Имиджевые модели из линейки 8ххх всегда пользовались популярностью. Можно вспомнить Nokia 8810, 8850. В России несколько лет назад была успешна модель 8910 и ее обновление 8910i. Титановый корпус, своеобразный механизм раскрытия создали вокруг нее ореол надежности.

К моменту выхода модели Nokia 8800 на рынке пустовала ниша «массового» аппарата premium-класса. Модели Vertu (кстати, «дочки» компании Nokia) с самого своего появления в 2002 г. обладали заоблачной ценой. Затея с Mobiado оказалась малоуспешной. Да и после выхода Nokia 8800 ситуация не изменилась. Serene (Samsung E910) с дизайном от Bang & Olufsen оказалась совершенно не понятой рынком. Да и кто бы смог понять эту безумно дорогую и неудобную вещицу с внешностью а-ля «дисковый телефон». Напротив, Nokia 8800 сразу привлекала простотой и изяществом форм. В отличие от матового Nokia 8800 здесь корпус был хромирован. Это сразу бросалось в глаза. Форм-фактор слайдера позволял открывать аппарат с понтовым щелчком, что и стало привлекавшей многих чертой аппарата. Внутри телефон был копией Nokia 6230i. Разве что отсутствовал слот для карт памяти, и камера была нестандартного разрешения.

Примечательно, что аппарат стал знаковым и для российского рынка. Впервые компания Nokia выпустила специальную версию своего продукта для России – Nokia 8800 Black Special Edition.

Популярность телефона породила множество вариаций с золотыми, розовыми корпусами, аэрографией. Однако официальное обновление было выпушено лишь в прошлом году. Им стала также успешная модель Nokia 8800 Sirocco Edition. Несмотря на тот же индекс, это был другой аппарат, с измененным дизайном и увеличившейся функциональностью.

Nokia N70 – первый мультимедийный компьютер

Упоминание данной модели в числе знаковых не связано с его внешностью или техническими характеристиками. Это дальнейшее развитие смартфонов Nokia 6630, 6680/6681. К немногим отличиям относятся улучшенная камера (2 мегапикселя) да FM-радио.

Особенность, новшество аппарата заключалась в его позиционировании. Nokia N70 стал первым представителем суббренда Nseries. Как и другие аппараты, модель называлась уже не смартфоном, а мультимедийным компьютером, комплексным решением «all-in-one». Подобного рода соображения позволяют устройствам Nseries иметь более высокую цену, чем другие смартфоны компании. Хотя функционально большинство из них не превосходит обычные решения.

Однако именно в линейке Nseries выходят флагманы Nokia. Здесь внедряются самые современные технологии – GPS, Wi-Fi, VoIP и проч. Хотя гораздо более скромный по характеристикам аппарат Nokia N70 до сих пор остается самым популярным мультимедийным компьютером компании.

Nokia E50 – бюджетный смартфон

Модель Е50 стала воплощением давнего принципа Nokia – вытеснения телефонов смартфонами. Уже на момент выхода аппарат стоил столько же, сколько мобильник среднего класса.

Смартфон является младшим в линейке корпоративных аппаратов Nokia Eseries. Тем не менее, он предлагает пользователю серьезную функциональность. Это компактный Quad-аппарат с поддержкой всех 4 диапазонов GSM, большим QVGA-экраном, долгим временем автономной работы, слотом для карт памяти microSD, 1,3-мегапиксельной камерой, полным набором коммуникаций (за исключением Wi-Fi), почтовым клиентом и преимуществами современной платформы Symbian OS 9.1 (S60 3rd Edition). Интересно, что конкурентами модели являются в основном телефоны (например, Nokia 6233), а также плеяда бюджетных Windows Mobile-смартфонов. На современном витке противостояния телефонов и смартфонов ситуация повторяется в лице смартфона Nokia 6120 Classic и телефона Nokia 6300.

Nokia N95 – дорогущий идеал

До появления iPhone от Apple Nokia N95 был едва ли не самым обсуждаемым аппаратом.

На сегодняшний день это самое функциональное устройство Nokia. Модель N95 воплощает в себе современные понятия о конвергентном устройстве. Его возможности максимальны на сегодняшний день (за исключением преимуществ сенсорного экрана). Это 5-мегапиксельная камера, GPS-приемник, огромный 2,6-дюймовый дисплей, Bluetooth 2.0 с EDR, Wi-Fi, VoIP, большой объем собственной памяти, а также все прелести последней версии Symbian OS 9.2 (S60 3rd Edition Feature Pack 1). Радует, что каждая опция (камера либо GPS) реализована не для галочки. Нехарактерным для флагманов Nokia выглядит спокойный, даже скучноватый дизайн. Одним из немногих недостатков является высокая цена. Но здесь уж ничего не попишешь – флагман есть флагман. Обновление для модели уже объявлено – это Nokia N95 8 Gb Music Edition, (уже давно вышла, ждем 5800)
.
«Гонка вооружений» на мобильном рынке продолжается.

Современный модельный ряд компании

В заключительной части обзора хотелось бы остановиться на классификации продуктовой линейки компании Nokia и ее представителях.

Система цифровых обозначений продуктов компании отличается запутанностью (речь не идет о Nseries и Eseries). Так, модель с более высоким индексом может позиционироваться ниже либо быть выпущенной раньше, чем модель с более низким индексом. Постепенно запас «свободных» номеров исчерпывается. Не спасает и использование «i» в обозначениях обновлений. Уже сейчас компания вынуждена использовать для некоторых моделей обозначения, под которыми аппараты выпускались ранее. Правда, вызвано это и рядом других соображений.

Компания довольно поздно отреагировала на новые тенденции в мобильной моде. Успех Motorola RAZR V3 породил, кроме сонма клонов, моду на индивидуальные названия моделей. Можно вспомнить Phantom, Chocolate, Shine и проч. Финский производитель пошел своим путем и стал добавлять к цифровому обозначению ключевую особенность аппарата (Navigator, Classic, 8 Gb), что вкупе с наименованиями специальных серий (Edition) порой приводит к довольно неуклюжим названиям. Как вам, например, Nokia 5500 Sport Music Edition?

Правда, все аппараты принадлежат к одной из 8 основных серий. Модели из линейки 1ххх – это сверхбюджетные телефоны. Их отличает минимум функций и непритязательный дизайн. Сегодня в рамках данной серии представлены аппараты Nokia 1112, 1600, а также майские премьеры Nokia 1200, 1208 и 1650.

Модели серии 2ххх – это также бюджетные аппараты. Их особенностью является чуть увеличенная функциональность, более интересный дизайн. Здесь можно встретить Nokia 2626, 2760, 2630. Модели могут похвастать использованием MP3 в качестве мелодии вызова, FM-радио, цветными экранами. Телефон Nokia 2670 является раскладушкой (наследник моделей 2650/2652) и укомплектован VGA-камерой и даже Bluetooth.

Серия 3ххх позиционировалась как молодежная. Наряду с моделями 6000-серии это была самая многочисленная линейка Nokia. Из современных моделей отмечу музыкальную версию Symbian-смартфона Nokia 3250 да новинки Nokia 3109 Classic и 3110 Classic. Последние являются довольно современными аппаратами на платформе S40 с набором необходимых функций.

Линейки 4ххх в модельном ряду компании нет. Цифра 4 считается в некоторых азиатских странах несчастливой. Поэтому производитель старается всячески избегать ее в обозначениях своих продуктов.

В серии 5ххх до недавнего времени были представлены защищенные аппараты. Сегодня в модельном ряду Nokia лишь один подобный аппарат – Nokia 5500 Sport. Есть один молодежный аппарат, Nokia 5070, по функциям близкий к 3000-серии (размытость позиционирования и нелогичные с точки зрения функциональности обозначения давно уже характерны для компании). Зато линейка активно наполняется музыкальными аппаратами – 5200, 5300 XpressMusic, 5700 XpressMusic, новинки Nokia 5310 XpressMusic и 5610 XpressMusic.

Nokia 6ххх – классическая серия, в которой всегда были представлены бизнес-аппараты, телефоны с оптимальными характеристиками и ценой. Именно здесь было выпущено большинство бестселлеров компании. Сейчас в линейке представлены как обычные телефоны, так и смартфоны. Это связано с постепенным вытеснением аппаратов на платформе S40 «умными» трубками на базе Symbian OS S60. К последним относятся смартфоны Nokia 6290, 6110 Navigator, 6120 Classic. Представлены и обычные телефоны – Nokia 6233, 6300, 6288, 6131, 6085/6086, новинки Nokia 6267, 6500 Slide и 6500 Classic.

Серия 7ххх являлась оплотом дизайнерских аппаратов Nokia. Именно здесь компания представляла плоды своих экзерсисов – Nokia 7600, 7610, 7280 и проч. Сегодня 7000-серия представлена моделями прошлогоднего обновления имиджевой линейки L’Amour – Nokia 7360, 7373 и 7390. Недавно вышли дизайнерские продукты Nokia 7500 Prism и 7900 Prism – перелицованные телефоны 6000-серии на платформе S40. Premium-серия 8ххх предназначена для имиджевых решений. Сегодня она представлена успешной Nokia 8800 Sirocco Edition и стремящейся к успеху Nokia 8600 Luna.

От линейки коммуникаторов 9ххх компания отказалась после свертывания разработок платформы Series 80. Теперь Nokia E90 - наследница аппаратов 9300/9300i, 9500 - построена на S60 и принадлежит к суббренду Eseries.

Кстати, о суббрендах. Появившиеся в 2005 году линейки корпоративных аппаратов и мультимедийных компьютеров пока что отличаются образцовой организацией. Чем выше индекс, тем более функциональным и престижным является устройство.

Линейка Nseries представлена сегодня моделями Nokia N72, N73, N75 (для североамериканского рынка), N76, N77 (также не предназначена для России), новинкой N81, N91 8 Gb, N93/N93i, неведомо как затесавшимся Linux-планшетом N800 и флагманом линейки N95. Все они позиционируются как мультимедийные компьютеры.

Линейка Eseires сегодня представлена смартфонами Nokia E50, на днях анонсированной E51, Е61/Е61i, E65 и коммуникатором Е90.

Правда, с позиционированием решений возникают вопросы. Изначально Eseries задумывалась как линейка корпоративных решений. Первые модели – Е60, Е61 и проч. – всячески подчеркивали отсутствие камеры, наличие Wi-Fi, VoIP и корпоративных приложений. Сегодня же в линейке можно встретить имиджевый слайдер Е65, а также Е90 – мультимедийный коммуникатор с мощной 3,2-мегапиксельной камерой. В прошлом году в качестве запоздалого ответа на успех Walkman была запущена музыкальная линейка XpressMusic. Модели этой линейки принадлежат в основном к 5000-серии. Помимо соответствующих изменений в программной начинке, они имеют и конструктивные отличия – обязательное наличие выделенных клавиш для управления плеером.

В заключение хотелось бы отметить любовь финского производителя к различным обновлениям своих продуктов, так называемым Edition. Как правило, дальше банального рестайлинга, изменений в расцветке, контенте и комплекте поставки дело не идет. Можно вспомнить Nokia 6630 Music Edition, N80 Internet Edition, 5700 Transformers Edition и проч. Бывают и серьезные изменения, когда под тем же номером пользователю предлагают совершенно другой аппарат – Nokia 8800 Sirocco Edition и - с натяжкой - N91 8 Gb.

Как делать деньги на стартапе?

Сегодня я смотрела видео с презентации одного из мемберов команды 37 signals о том, как они, оставаясь маленькой компанией (из 12 человек), не привлекая венчурные инвестиции, умудряются успешно продавать свой продукт и быть чертовски прибыльными.

Обобщая идею презентации могу сказать следующее:

1. Создайте хороший продукт
2. Установите разумную цену
3. Попросите ваших пользователей заплатить за него

Все просто как дважды два: если людям нравится ваш продукт и они находят его для себя полезным (желательно, чтобы он помогал им больше зарабатывать или экономить), то они заплатят за него разумную цену (должна составлять меньше, чем польза, которую приносит продукт).

В связи с этим я решила еще раз вернуться к модели монетизации нашего проекта и продумать различные варианты, которые могут быть при различных допущениях.

Несмотря на то, что некоторыми это может рассматриваться как инсайдерская информация – нам нечего скрывать:

//2500 пользователей пользуются нашими платными услугами

2500 пользователей платной услуги получаются при допущениях:
V нашего рынка = 1000 000 пользователей (согласно проведенному нами
исследованию)
Мы занимаем 5% рынка = 50 000 пользователей
5% из них пользуется нашими услугами = 2500 пользователей. (это 25% от 1% ;))

#1 вариант#
базовый: от 5 у.е. — 50% пользователей
средний: от 10 у.е. 40% пользователей
продвинутый: от 15 у.е. — 10% пользователей
1250 * 5 + 1000 * 10 + 250 * 15=
6250 + 10 000 + 3750 = 20 000 у.е. месяц
***дальше по тексту без расшифровки

#2 вариант#
базовый: от 5 60%
средний: от 10 30%
продвинутый: от 15 — 10%
7500 + 7500 + 3750 = 18 750 месяц

#3 вариант#
базовый: от 5 70%
средний: от 10 20%
продвинутый: от 15 — 10%
8750 + 5000 + 3750 = 17 750 месяц

#4 вариант#
базовый: от 5 75%
средний: от 10 20%
продвинутый: от 15 — 5%
9375 + 5000 + 1875 = 16 250

Как видите, при любом раскладе получается весьма неплохо. Это не сотни миллионов, которыми воротят ключевые игроки рынка, но это неплохие деньги для начала.

Возвращаясь к идее 37 signals: у вас есть оооочень маленькие шансы стать еще одним facebook’ом, myspace или google. Они есть, но совсем небольшие. Кроме того, даже эти компании не стали «звездами за 1 ночь», а развивали свою базу пользователей постепенно, пусть и очень большими шагами.

А теперь спросите себя: готовы ли вы переработать свою стратегию таким образом, чтобы ваш бизнес действительно приносил деньги, а не имел виртуальную стоимость (как происходит со многими стартапами, которые потом покупают)? Если да, то вперед!
Я думаю, что мы свой выбор уже сделали.

 

- p.s

— Итак — для чего вам все это?
— Для того чтобы заработать денег.
— Какие деньги вы планируете получать с вашего бизнеса?
— Ну, тысяч пять долларов в месяц.
— Какой стартовый капитал вам необходим для того чтобы получать 5000 долларов в месяц?
— Ну, 30 000 долларов.
— Я правильно вас понял, что 27 832 бакса, это слишком мало для любого, кто хотел бы зарабатывать 5000?
— Да, в общем-то нет.
— Допускаете ли вы мысль, что кто-то зарабатывает сейчас 5000 вложив всего 15 000?
— Ну, наверное, да.
— Как вы думаете, существует ли в природе кто-нибудь, кто зарабатывает 5000, не вложив даже 100?
— Пожалуй, да.
— Если бы имели выбор, как бы Вы решили зарабатывать свои пять, со стартовым капиталом в 30 000, или 100 долларов?
— Разумеется вариант 2.
— Почему же вам нужны 30 000?
— Ну потому что на открытие магазина (офиса, покупку всякой бизнес-бижутерии) необходимы 30 000. У меня все ходы записаны. (Чаше всего люди приобретают то, что, как они думают, необходимо иметь. Д. Траут)
— Вам нужен магазин, или нужны пять тысяч дохода в месяц?
— Пять тысяч было бы неплохо. Но как их получать без магазина?
— Может быть у вас просто нет идеи, как заработать без стартового капитала?
— Скорее всего, так оно и есть…

Новая карта Visa с клавиатурой для генерации секретного кода

В ответ на участившиеся случаи воровства с кредитных карт в Интернете Visa Europe анонсировала дизайн новых кредитных карт с цифровой клавиатурой и дисплеем для показа секретного кода.

Карта имеет стандартный размер и магнитную полосу, как и обычные карты. Разница в том, что владельцу карты нужно будет вводить PIN-код прямо на карте, которая сгенерирует новый случайный номер на том же дисплее. Этот секретный код будет использоваться владельцем для работы с деньгами (например, для совершения очередной транзакции).

Конечно, ввод новой технологии потребует времени. И посмотрим на реакцию первых владельцев карт, для того, чтобы решить, стоит ли ею пользоваться.