4 дек. 2008 г.

Top 5 продуктов от Apple, которые не были реализованы компанией

Мы наблюдали длительную и успешную историю продуктов фирмы Apple — iPod, iMac, PowerBook, iPhone и OS X, но некоторые не знают, что Apple вбухивала тонны долларов в разработку продуктов, которые так никогда и не были произведены в массовом порядке. Прототипы Apple, выпущенные в Купертино практически всегда были инновационными и набитыми новейшими технологиями, сейчас эти прототипы стоят кучу денег на eBay’е и люди порождают кучу легенд о том, как продукты выглядели и как они должны были выглядеть.

Компьютеры, телефоны, проекторы, AI… подумать только, вот те вещи, о которых мы слышали:

PenLite

Те, кто вопит о том, когда же Apple выпустит из своих лабораторий Tablet Mac могут использовать Машину Времени и в далеком 1993-м убедить Джона Скалли (CEO) вытащить свои яйца из корзины Ньютона. Ослепленный в конце концов обреченным MessagePad’ом, Скалли преждевременно махнул рукой на PenLite, легковесный, вполне оперившийся, оснащенный системой Mac OS, PowerBook Duo со стилусом и тачскрином заменяющими клавиатуру и мышь. Пятнадцать лет спустя мы все еще ждем его.

PowerBop

Несмотря на дурацкое название и уродливую антенну — это устройство было ничем иным, как революцией. PowerBop — первый ноутбук с поддержкой беспроводной сети в арсенале Apple, Macintosh PowerBop был зарезан в далеком 1993 из-за всяческих глюков и нестабильной работы сети. Со временем Apple доработала эту технологию и назвала ее Airport, но это уже другая история.

Интерактивное телевидение от Apple

Святая Чаша Грааля продуктов, не достигших полок магазинов. Оригинальное изобретение Apple, опередившее TiVo на несколько лет, первое в своем роде, позволявшее не только ставить телепередачи на паузу и перематывать назад (через сервис-провайдера интерактивного телевидения) но даже немного записывать (на встроенный VCR). Настоящий компьютер для жилой комнаты, AppleITV включало в себя аудио/видео RCA, S-Video, коаксиальный кабель, ethernet, SCSI и последовательные порты, жесткого диска там не было. К сожалению, без подключения к провайдеру вещь довольно бесполезна, что не мешает в наше время заплатить людям за AppleITV больше, чем за AppleTV, чтобы достать один из образцов.

WALT

Нет, это не родственник Pixar’овского Wall-E, это Wizzy Active Lifestyle Telephone, предшественник iPhone. Разработанный в тесном сотрудничестве с телекоммуникационным гигантом того времени BellSouth и выглядящий как гигантский трекпад, WALT был громоздким «телефоном основанном на дисплее», что позволяло вашему телефону «обрести электронную адресную книгу, терминал для передачи сообщений и факс-машину», так говорит инструкция по применению, поставлявшаяся с ранними прототипами. Убийцей изобретения была тесная интеграция с BellSouth. Вездесущий факсовый сервис, который трансформировал WALT в мобильную факс-машину был неоправданным.

Starfish

 

Другое совместное изобретение 1993-го, Starfish (Морская звезда) была по сути Apple’овской инкарнацией мультимедийного проектора от Epson. Нацеленный на предпочитающих Mac бизнес клиентов, включающий в себя колонки и пульт дистанционного управления, продукт Apple отдали на доработку Epson, чтобы тот закончил разработку в одиночку, что они и сделали — ELP-3500 был выпущен в 1996.

Искусство инвестирования

Лекция главы компании Mangrove Дэвида Варокьюэра для слушателей специализации «Менеджмент в сфере интернет технологий».

На определенном этапе развития большинство интернет-проектов требует материальных вложений со стороны. Привлечение подобных инвестиций дело совсем непростое: для этого организаторам проекта необходимо заставить инвесторов поверить в успех этого проекта. Компания Mangrove Capital Partners (Mangrove), среди удачных проектов которой числится такой успешный сервис как Skype, является одной из инвестиционных компаний, вкладывающих свои средства в интернет-проекты на самых ранних этапах их развития. Менеджер Mangrove Дэвид Варокьюэр (David Waroquier) рассказывал об искусстве интернет-инвестирования и о точке зрения инвесторов на развитие стартап-проектов.

Зоной особого интереса г-на Варокьюэра является Россия. Поэтому немало внимания в своей презентации он уделил обсуждению особенностей инвестирования в российские интернет-проекты.

«Почему нас интересуют российские проекты? Когда мы в первый раз вложили средства в один из российских проектов, мы поняли, что в вашей стране на рынке очень мало компаний, профессионально занимающихся инвестированием в высокотехнологичные проекты на начальных стадиях развития. Поэтому мы решили, что для нас инвестиции в этой стране будут выгодными. При этом на наше решение также повлияла территориальная и культурная близость России к Европе. Когда мы проводим анализ российских интернет-компаний, мы понимаем – существует огромная русскоязычная аудитория, огромный рынок для российских интернет-проектов. И мы полагаем, что в ближайшие 10 лет в России будет запущен ряд масштабных успешных проектов. Конечно, в России есть своя специфика. Поэтому мы работаем с нашим российским партнером – венчурным фондом ABRT, образ мышления руководства которого близок к нашему образу мышления, и в котором хорошо понимают особенности российского рынка.

Каждый месяц мы просматриваем большое число проектов и организуем встречу со стартаперами. Лично я езжу в Россию по этой причине ежемесячно. Поэтому, если у вас есть хорошее предложение для нас, присылайте мне бизнес-план, и мы его проанализируем».

«Теперь я хотел бы обсудить с аудиторией несколько тем, связанных с развитием и инвестированием проектов» – перешел г-н Варокьюэр к обсуждению общих вопросов менеджмента интернет-проектов. – «Как создается стартап? Для каждого организатора стартапа существует множество мотивов и одновременно множество препятствий для создания и развития своего проекта. В любом случае, в этой ситуации в ваших руках ваша судьба. Вы либо победите, либо — нет. Главное то, что вы создаете нечто, чего еще не существует, меняете окружающий мир. К примеру, один из наших последних проектов – американская компания Zink, которая производит специальную бумагу, позволяющую печатать без нанесения краски. Этот проект стартовал в июне, но с каждым днем для рынка производится все больше электронных устройств, поддерживающих технологию Zink — мобильных принтеров, фотоаппаратов, сотовых телефонов. Вы, владея стартап-проектом, также можете создать свою компанию и имеете возможность заработать на этом много денег. Но на пути вас ждет множество препятствий, которые могут вам помешать. Надо понимать, что организация старатапов – очень эмоциональный вид деятельности: в один день вы на коне, в другой – в глубокой депрессии. Начинающего стартапера окружает множество «нет», которые будут сопутствовать вам везде, на каждом шагу.

В отличие от большой компании, стартапы обычно не имеют четкой налаженной структуры. Мое мнение — очень важно создать четкие правила для компании с первого дня ее существования. Одно из самых серьезных препятствий – это набор команды. Когда вы наберете свою первую команду проекта, опыт подсказывает, что от 25 до 50 процентов всех набранных вами сотрудников окажутся непригодными для работы. И для того, чтобы оптимизировать производительность, вам придется уволить часть нанятых вами специалистов – это также является обязанностью организатора проекта. Иначе даже один такой работник будет негативно действовать на весь коллектив. Собираясь организовать свой стартап, вы должны отдавать себе отчет в том, что на него будет уходить много вашего личного времени, ваши вечера, ваши выходные».

Далее г-н Варокьюэр перешел к описанию видения стартап-проектов со стороны оценивающих их инвесторов.

«Мы рассматриваем множество планов в схожих предметных областях и практически не видим разницы между ними. Но в ваших руках сделать что-то, что отличит ваш проект от других, схожих проектов.

Хотел бы рассказать вам, как мы, инвесторы, видим проекты со своей стороны. Во-первых, хочу вам сказать, если вы услышали от инвестора «нет» один раз – это ничего не значит. Начать сомневаться можете на пятом «нет». Хотя всегда важно понимать было ли это «нет» настоящим, и что оно означало на самом деле. Многие инвесторы не будут вам объяснять причины отказа. Согласно нашей политике, мы стараемся всегда объяснить, почему отказываем проектам в инвестировании.

Бизнес-план мы рассматриваем как луковицу, с которой нужно снять шелуху. Когда вы сами удаляете эту шелуху, которая называется «риски», вы повышаете шансы, что ваш проект понравится инвесторам. Безусловно, мы понимаем, что обойтись без рисков невозможно. В ваших силах лишь уменьшить их. Что входит в «шелуху» рисков? На ранних стадиях инвестирования 60 процентов проектов отклоняется нами из-за состава проектной команды. Мы смотрим на тех, кто будет заниматься проектом, оцениваем их. Иногда мы можем поставить условием исключить кого-нибудь из команды. Например, исключить жену или мужа из семейного бизнеса, если он или она не имеет соответствующего позиции профессионального уровня. После мы оцениваем рыночную конъюнктуру и стратегию продвижения компании на рынке. Определяем, способен ли рынок принять этот продукт. Очень важно правильно выбрать время для выхода на рынок. Тут можно как опоздать, так и поспешить. К примеру, для проекта Skype время было подобрано почти идеально, поскольку как раз в это время наблюдался значительный рост пользователей IP-телефонии из-за широкого проникновения компьютеров, интернета и широкополосного доступа. При этом основатели Skype были основными двигателями: у них было четкое видение, которое они реализовывали изо дня в день, анализировали ситуацию и вносили необходимые изменения в продукт».

«Что более важно для стартапа: команда, продукт или рынок? Что несет большую опасность: слабая команда, слабый продукт или слабый рынок?» — обратился г-н Варокьюэр к слушателям. Выслушав все варианты аудитории он заметил: «Я бы ответил – рынок. Если у вас самая лучшая команда и замечательный продукт, но рынок не развит, то вы будете долго мучиться, пытаясь развиться, но, в конце концов, ваша компания обречена».

Отдельно г-н Варокьюэр коснулся темы взаимодействия стартапов с большими компаниями.

«Большие компании не хотят, чтобы кто-то новый начинал занимать значительные доли рынка, и скупают успешные компании. Для статапов иногда очень заманчивым выглядит возможность работать, заключать партнерские соглашения с крупной компанией. Мы же говорим: «никогда не заставляйте успех вашей компании зависеть от больших компаний, вы должны привлечь своих первых пользователей и клиентов сами… Не теряйте всю свою энергию на ведение дел с крупными игроками и не забывайте о первоначальных приоритетах вашей компании». Конечно, я не имею ничего против больших компаний, но в отношениях с ними вы должны соблюдать осторожность».

Далее г-н Варокьюэр проиллюстрировал свою идею на примере компании Skype, организаторы которой пришли к ним лишь с листком бумаги и смогли за несколько лет развиться до крупнейшего игрока на своем рынке. Советы по обсуждению проектов с инвесторами, несомненно, были полезны аудитории.

«Какой объем инвестиций нужно просить у инвестора? Вообще это вопрос золотой середины: вы можете попросить как слишком мало, так и слишком много. Поэтому до того, как идти к инвестору, вы должны ясно понимать, какое количество средств вам необходимо на реализацию вашего проекта. Если вы попросите мало, придется просить еще раз. Это не только отнимет ваши время и силы, которые вы могли потратить на развитие своего бизнеса, но может оказаться безуспешным – окно для выдачи денег будет уже закрыто. Мой совет: когда вы просите у нас инвестиции, просите немного больше, чем нужно по вашим оценкам. Однако помните, если вы просите намного больше, чем надо, вы можете остаться без акций своей собственной компании. В общем случае, чем больше вы потребуете инвестиций, тем меньшей будет ваша доля в прибыли от реализованного проекта в случае его успеха.

Часто спрашивают, каким должен быть бизнес-план, чтобы он нам понравился. Должен ли это быть огромный документ в 100 страниц текста? Рекомендую составлять бизнес-план так, чтобы его объем не превышал 15-20 страниц. Мы ежегодно обрабатываем огромное число бизнес-планов, поэтому вы можете получить отказ только потому, что ваш бизнес-план слишком многословен. Но при этом, конечно, вы должны вместить в него все самое важное относительно своего проекта, ваше видение проекта».

В заключении г-н Варокьюэр рассказал о компании Mangrove и опыте работы компании в России.

«Mangrove занимается инвестированием проектов в Европе, США и России. Хотя штат компании состоит всего из 8 экспертов, ежегодно нами анализируются около 1000 проектов. Мы работаем в РФ около 4 лет и вынесли много уроков по работе на местном рынке. Здесь множество хороших идей и наработок. Однако в сфере интернет-технологий мы видим много проектов, дублирующих западные. Поэтому нам важно понимать, какое именно новшество предлагается в вашем проекте. Часто в бизнес-планах российских компаний отсутствует описание конкретной маркетинговой политики продвижения, требования к проектной команде, рассмотрение способов монетизации проектов. Еще одной особенностью российского рынка интернет-проектов является то, что компании здесь продаются слишком рано. Для нас же не интересны проекты, владельцы которых хотят продать их как можно быстрее».

Г-н Варокьюэр также ответил на ряд вопросов аудитории.

-Какие гарантии вы предоставляете стартаперам в плане того, что идея, которую они описывают в переданном вам бизнес-плане, не будет использована вами без их ведома?

— Никаких, кроме нашей репутации. Мы физически не можем заключать соглашение о конфиденциальности для каждого полученного бизнес-плана.

— Какого типа стартапы вам интересны в России?

— Мы заинтересованы в революционных технологических проектах в области разработки ПО, интернета, онлайн-медиа или приложений для мобильных устройств. Мы не склонны делать инвестиции в проекты, в переполненных сегментах рынка (наподобие социальных сетей), если они не докажут, что имеют реальные отличия от аналогов и инновационный потенциал. В сфере наших интересов проекты, связанные с электронной коммерцией, технологиями и приложениями для интернета.

— Как фонд взаимодействует со стартапером после заключения договора?

— Мы являемся компанией, которая держит руку на пульсе происходящего. Мы постоянно присутствуем в делах компании и можем обсуждать стратегию хоть каждый день. На более ранних этапах развития мы тратим больше времени, нежели на этапах, когда компания уже достаточно развилась.

Англичане покусились на «Одноклассников»

Оказывается, Альберт Попков сделал проект «Одноклассники» не совсем по собственной инициативе. Он начал делать его, фактически, по заказу своего работодателя, британской компании i-CD Publishing. По крайней мере, она так утверждает, и сейчас подала в суд Лондона на своего бывшего сотрудника. Англичане требуют вернуть им доменное имя, программное обеспечение и все доходы, которые Попков получил от проекта.

Просто удивительная история.

Оказывается, Альберт Попков был простым фрилансером и даже не помышлял о создании социальной сети. Он с февраля 1999 года выполнял разовые заказы для компании i-CD Publishing, а в 2000 году они взяли его в штат программистом, где он и работал до 2006 года. Руководство поручило Попкову ответственный проект: изучить российский рынок социальных сетей, зарегистрировать доменное имя и собрать базу данных школ, чтобы создать российскую версию социальной сети Passado (это аффилированная компания с i-CD — социальная сеть для встречи бывших одноклассников).

В 2002 году, ещё находясь в штате компании, Попков втайне от работодателя зарегистрировал доменное имя Odnoklassniki.ru и приобрёл одноимённую торговую марку. По трудовому договору он не имел права заниматься бизнесом, который конкурирует с деятельностью работодателя.

У бывшего работодателя на руках есть все документы в подтверждение вышеизложенных фактов.

В своё оправдание Попков может сказать только то, что первый сайт “Одноклассников” он «написал своими руками, запустил и до определённого этапа раскрутил практически в одиночку». Кроме того, с Passado у него не было прямого контракта (только с I-CD).

Если объективно смотреть на вещи, то сложно представить, что суд встанет на сторону российского программиста, пусть и очень талантливого. Но даже если будет судебное решение, кое-кто в государственном руководстве может рассматривать «Одноклассники» как национальное российское достояние (есть информация о позиции Путина по таким вопросам) и если уж Google не пускают в Россию, защищая национальные интересы, то уж «Одноклассников» точно никто не отдаст.

Борьба с ленью или проблема отсроченного поощрения.

Многие из Вас наверняка стакивались с ситуацией — есть дело важное, интересное, прибыльное (нужное подчеркнуть;), есть время этим делом заняться. А душа к нему не лежит. Стоит только сесть за работу, как как будто черт дергает послушать музыку, побродить по интернету, початиться с друзьями. Один — другой раз, не куда ни шло, но это происходит постоянно, и часто под самыми благовидными предлогами (например: дабы узнать новую информацию необходимую для проекта). Не иначе как происки нечистого.
Поздравляю, вы столкнулись с проблемой отсроченного поощрения. Т.е. виновата не нечистая сила, и бессмысленно вызывать экзорциста, а Ваша психика. Проблема эта давно изучена психологами, решение найдено и Вам остается только воспользоваться им.
Мы не что иное как животные. Разумные социальные животные. И базовые свойства нашей психики на 90% одни и те же — условные рефлексы. Сознание более молодая часть психики, и зачастую не имеющая права голоса не принятии решений.
Так вот, о животных. Цыпленка можно научить клевать клавишу за зернышко пшеницы. Более того, его можно научить клевать клавишу несколько раз. Так вот, чем длиней промежуток между началом работы и поощрением, тем более неохотно цыпленок ее клюет и тем больше паузы (особенно в начале) между ударами. Правда похоже на наш случай.
Как это лечится.
Разработайте четкую систему самоопощрения.
1. Определитесь что для вас является положительным подкреплением — т.е. Что способно мотивировать Вас на работу. Это не обязательно должно быть что то сложное (иногда отдохнуть с чувством выполненного долга уже поощрение.)
2. Разбейте работу на четкие и достижимые этапы и подкрепляйте (давайте себе поощрение) по выполнению каждого этапа.
3. Если вы неожиданно для себя выполнили какую-то задачу (например, придумали более эффективную реализацию алгоритма) обязательно поощрите себя. Даже если время подачи подкрепления не подошло. Вы должны закреплять свои успехи.
4. Со временем если вы все делаете правильно необходимость в искуственном подкреплении должна пропадать. Организм вырабатывает устойчивую связь между работой и конечным вознаграждением. Так что подобные проблемы характерны только для начинающих.
И еще. Помните о законе сохранения энергии — Никогда не откладывайте на завтра то, что можно совсем не делать. Лень такое же достежение эволюции как и сознание. Так что взвесьте все за и против и вперед.

Я узнал это решение из
Карен Прайор. Не рычите на собаку! www.libbooks.ru/bookbox_93046.html
[Долговременные программы поведения]
Рекомендую прочитать всем. Там очень ясный и легкий язык изложения. + масса полезных практических примеров.

Россиянину грозит колония за эротические фото на «Одноклассниках»

НИЖНИЙ НОВГОРОД, Сотрудники Следственного управления СКП РФ по Удмуртии направили в среду в районный суд Ижевска дело 22-летнего жителя республики, обвиняемого в незаконном проникновении на страницу своей знакомой в социальной сети "Одноклассники" и замены ее фотографий на эротические, сообщил РИА Новости сотрудник Следственного управления.

"Молодой человек в сентябре 2008 года вычислил пароль своей 26-летней знакомой на "Одноклассниках", проник туда и заменил ее фотографии на эротические. Мужчина подобрал эротические фото, на которых была изображена девушка, очень похожая на хозяйку интернет-страницы", - сказал собеседник.

После этого обвиняемый сменил пароли на странице, чтобы девушка не смогла убрать фотографии.

"Друзья сообщили потерпевшей, что в "Одноклассниках" на ее странице размещены эротические фото. Когда та захотела удалить фотографии, она не смогла этого сделать из-за смены пароля и обратилась в правоохранительные органы с просьбой разобраться в ситуации", - сказал сотрудник управления.

Были возбуждены уголовные дела по части 1 статьи 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации) и части 1 статьи 138 УК РФ (нарушение тайны переписки), максимальное наказание по которым два и один год лишения свободы соответственно.

До суда молодой человек находится под подпиской о невыезде.

Что думают про ЕГЭ независимые эксперты?

Слова И.Ф. Шарыгин

Вступление

    Прежде всего, хочу заметить, что я не являюсь противником тестов вообще.

    Бесспорно, тесты дают нам вполне эффективный инструмент, который может (и, конечно, должен) быть использован в учебном процессе, в том числе и для итоговой оценки знаний. Более того, я могу много сказать в защиту тестов. Но в данном случае не это является целью настоящей записки. Я хочу обратить внимание на те разрушительные последствия для нашего образования, которые могут иметь место, если тесты станут основным, а тем более единственным инструментом для оценки знаний школьников, особенно, когда на основе этой оценки будут приниматься важные для школьников или учителей решения: выдача диплома, зачисление в учебное заведение и т.п.
    Но сначала общее замечание. Я считаю, что сегодня, вопреки расхожему мнению, самое неудобное время для проведения решительных реформ в сфере образования. А их, реформ, нынче намечено немало, и почти все они являются глобальными. Тут и двенадцатилетнее обучение, и стандарты, и тестирование, и альтернативное обучение и бог знает, что еще.
    Такое обилие реформ в сфере образования за раз может позволить себе далеко не всякая очень богатая страна, каковой мы не являемся. А ведь наше образование (советского периода) было далеко не худшим в мире, а математическое и вовсе, по общему признанию, было даже лучшим в мире.
    Кроме того, при любом реформировании, при любой существенной перестройке системы, даже по самым лучшим планам и схемам вначале происходит значительное ухудшение качества работы перестраиваемой системы. Возникают серьезные внутренние противоречия, преодоление которых требует значительных материальных и моральных затрат.
    Сегодня главная цель в образовании, по моему убеждению, — это его развитие, а где-то и восстановление на основе традиционных подходов.

Конкретно о тестировании

Неадекватность тестовой оценки

    Одним из достоинств тестирования, по общему мнению, является объективность полученной оценки, ее независимость от того, кто проводит тестирование. Но, к сожалению, эта оценка, если мы собираемся использовать ее как оценку знания учащегося, содержит систематическую ошибку. Причем речь идет об идеальном, в природе не существующем, наподобие идеального газа, тестировании. Дело в том, что есть достаточно многочисленные категории учащихся, которые в силу некоторых психических особенностей плохо соответствуют тестовой методике и получают заниженные оценки (соответственно, есть и такие, чьи тестовые оценки завышены). Сюда относятся, прежде всего, нередкие в России (и, кстати, среди ученых) «тугодумы», а также так называемые «тестофобы», испытывающие панический страх перед самой процедурой тестирования. По оценкам экспертов (см. например, диссертационную работу Е. Б. Федорова) не более 50% учащихся (в России) попадают в «область адекватности» тестовых технологий. Похоже, что в США этот процент значительно выше.
    Возможно, что одной из причин здесь является длительное использование тестов для самых разных целей.
    Выработались привычка и навыки. Но главная причина я считаю, в том, что тесты хорошо соответствуют национальному характеру, американскому менталитету (а вследствие этого уже и постоянное и длительное использование тестов). Но если так, то тестовая методика может потерять свою нейтральность и аполитичность и стать инструментом переделки национального менталитета (о такой цели, кстати, в открытую заявляли некоторые из реформаторов).
    Может, в этом и состоит незаявленная цель реформ в нашем образовании?
    Главным вопросом математического образования в России всегда был вопрос: «Почему?» — в то время как для американского образования таким был вопрос: «Как?». И именно на этот вопрос мы и отвечаем при тестировании.

Подмена учебных целей

    Утверждение, что целью изучения предмета, отдельных тем является получение твердых знаний и умений в рамках соответствующей программы, есть и банальность, и даже тавтология. Но все же это верное, как почти всякая банальность, утверждение.
    Школа располагает различными инструментами, позволяющими установить, сколь хорошо достигнута эта цель учащимися. И только действуя всеми этими инструментами в комплексе, мы можем нужным образом управлять процессом обучения. Здесь особенно важен инструмент, с помощью которого проводится итоговый контроль, различные виды отбора учащихся. Реальная школа, хотим мы этого или не хотим (говорят, что не хотим), всегда подменяет учебную цель: ею становится именно итоговый контроль.
    При переходе на всеобщее тестирование очень быстро основной целью для учителя станет подготовка к сдаче теста. Не заставят себя ждать и соответствующие методики, да они уже есть, позволяющие, не изучая по-настоящему предмет, готовить школьников к сдаче теста.
    Единый же тест для поступления в вузы приведет к полному уничтожению математики в старших классах, а затем и в самих вузах.

Сужение содержания учебного предмета

    Есть предметы, содержание которых плохо охватывается системой тестов. Да и внутри самого предмета одни разделы и умения легко проверяются с помощью тестирования, а другие — с трудом.
    Хорошо известно, что «самыми тестируемыми» из математических умений являются арифметические — умения выполнять четыре действия арифметики. На эти темы составлено и составляется много тестов, среди которых встречаются и вполне приличные. Но почти нет тестов, проверяющих умение рассуждать, логически мыслить. За пределами возможностей тестовых технологий оказывается практически вся геометрия. Понятно, что широкое внедрение тестов просто вытеснит некоторые весьма важные разделы элементарной математики из школьных программ. Кстати, именно это уже произошло в США. Там из школьных программ практически исчезла геометрия, а на уроках математики не учат рассуждать.

Данные международных исследований

    В рамках одной международной программы (TIMSS) было проведено сравнительное обследование уроков математики в 8-х классах трех стран: США, Германии и Японии. Математические рассуждения встречались: в Японии в 53% просмотренных уроков, в Германии — в 20%, в США — в 0%. Геометрия изучается в США всего в течение 2 лет. Замечу кстати, что отставание по программе в США по сравнению с Японией и Германией для детей 13-15 лет составляет 2 года. Добавлю также в этот пункт, что тесты вбивают в головы учеников ошибочный и даже вредный и для математического развития, и «по жизни» силлогизм: верный ответ — верное решение.

Отчуждение профессионалов

    Одной из самых больших опасностей, связанных с применением тестовых технологий, является вытеснение из образовательного процесса высококвалифицированных специалистов. Происходит это поэтапно. Вначале отпадает надобность в них на этапе проверки. С помощью тестов начальство получило возможность реализовать свою давнюю мечту: провести экзамен по математике без участия математиков.
    «Вы нам дайте тесты, сообщите ответы, а далее мы сами разберемся». Понятно, что самые классные специалисты не станут (и не стали, как показывает международный, да и небольшой российский опыт) принимать участие в этой профанации (забавно, что у нас в стране от процесса создания официальных, выпускаемых от имени государства математических тестов отстранены и математики и специалисты именно по тестам). На следующем этапе уже само начальство, увидев достаточно примитивные тесты, начинает вмешиваться и в процесс составления самих тестов. Именно это, по свидетельству Джерри Беккера, произошло в Калифорнии, где в последние годы развернулась настоящая математическая тестовая война. Так, один из тестов, предложенных математиками, был отвергнут комиссией при губернаторе штата. В частности, в нем были найдены математические ошибки (?). Например, авторы теста на вопрос: «делится ли произведение 36x45 на 30» давали утвердительный ответ. По мнению членов комиссии этот ответ неверен, поскольку ни один из сомножителей на 30 не делится!

Снижение квалификации учителя

    Использование готовых тестов существенно облегчает работу учителя. В принципе, это хорошо. Учитель освобождается от части рутинной работы, появляется свободное время и т.д. Но при этом возникают другие проблемы и, в частности, проблема поддержания (не говоря уж о повышении) уровня профессиональной (предметной) квалификации. Проверка тестовых заданий и контрольных работ происходит в автоматическом режиме и не дает никакой профессиональной нагрузки. Само учебное пространство, охватываемое тестами, как уже было сказано, составляет лишь часть учебного предмета (здесь речь идет именно о математике). И если учитель не будет использовать специальные и дополнительные средства для своего профессионального развития, просто для «поддержания спортивной формы», он почти неизбежно начнет деградировать.
    Более того, система обучения, ориентированная исключительно на использование тестовых технологий, не только не нуждается в хорошо математически подготовленных учителях, но просто отторгает их.
    Не буду говорить ничего плохого о подготовке учительских кадров в России (хотя, по мнению многих специалистов, уровень их подготовки в последнее время значительно снизился), а приведу примеры, показывающие уровень подготовки учителей в США.
    В 1999-ом году в США вышла книга Липинга Ма, в которой сравнивается математическая подготовка учителей в Китае и США. Вот одно из исследований.
    Были выбраны две группы — в Китае и США — учителей начальной школы, которым были заданы одинаковые вопросы. При этом по формальным признакам учителя из США имели более высокую квалификацию — у всех было высшее образование, а у некоторых — степень магистра, в то время как китайские учителя имели образование на уровне педагогического техникума (в нашем понимании). Учителя из Китая показали, по мнению автора, вполне нормальный уровень владения математикой, и о них я не буду говорить. Учителя же из США продемонстрировали полное отсутствие математической грамотности. Например, менее 50% смогли правильно выполнить действие: (1 3/4):(1/2).
    Более 90% сочли верным утверждение, что с увеличением периметра фигуры (в частности, прямоугольника) возрастает его площадь. Лишь один смог построить контрпример. По свидетельству Георга Малати (Финляндия) менее 1% учителей математики США смогли объяснить, что прямоугольный треугольник с гипотенузой 8 дюймов и высотой на гипотенузу, равной 5 дюймам, не существует (вопрос об определении площади такого треугольника входил в один важный тест в течение нескольких лет, при этом никто, включая составителей теста, долгое время не обращал внимания на то, что такой треугольник невозможен).

Тесты, рынок, коррупция

    Тесты — наиболее рыночная из всех существующих учебных технологий, а возможно, единственная истинно рыночная технология. Даже создание высококачественных тестов можно поставить на поток, хотя для этого все же требуются хорошие профессионалы и процесс их создания не так уж и дешев, а следовательно, выгоден. Но в том-то и дело, что рыночные отношения очень быстро выталкивают из процесса создания массовых тестов грамотных профессионалов, а точнее, они просто не допускаются к этой деятельности. Все разнообразие тестов сводится к одной, наиболее примитивной разновидности — тестам с выбором ответа. В результате, рынок заполняется откровенной халтурой, а потребитель привыкает к потреблению этой халтуры.
    Производство тестов в США уже давно стало весьма доходным бизнесом. Существуют компании с серьезными капиталами и немалыми доходами, специализирующиеся на производстве тестов. Похоже, это уже имеет место и у нас. Конкурировать с этим бизнесом в сфере образования по прибыльности может разве что компьютерные технологии, но по совсем другим причинам (не буду углубляться в эту тему). Но, к сожалению, компьютеризация и тесты вовсе не конкуренты, а наоборот, союзники. Из всех образовательных технологий тесты наиболее приспособлены к компьютерной реализации.
    Компьютеризация и «тестиризация» образуют весьма агрессивный сплав, способный не только поглотить бульшую часть ассигнований, идущих на образование (у нас), но и дополнительно залезть в карманы налогоплательщиков (платное тестирование, торговля тестами, программами и т.д.) А там, где большие деньги и низкая квалификация создают условия для коррупции, не может не возникнуть коррупция.
    И не о России только с ее патологической склонностью к коррупции идет речь. США вовсе не исключение. В последнее время в США разразился ряд крупных скандалов, связанных с большим числом ошибок, допущенных при итоговом тестировании школьников. Об этом говорится, в частности, в публикациях в газетах «Нью-Йорк Таймс» от 15 и 17 сентября 1999 г. и «Вашингтон пост» от 20 сентября 1999 г. Суть скандалов в том, что многие школьники вследствие плохо подобранных тестов и неверной методики, используемой при обработке результатов тестирования, получили заниженные оценки и были отправлены в летние школы или даже оставлены на второй год. (Должны быть и школьники, получившие завышенные оценки, но об этом в упомянутых заметках ничего не говорится.) Число таких школьников в Нью-Йорке находится, по мнению большинства экспертов, в интервале от 2000 до 3000 (речь идет о 1999-м годе).
    Некоторые эксперты называют значительно большие числа. Компания, проводившая тестирование, потребовала с городских властей Нью-Йорка в 1999 году за свои услуги $3,3 миллиона. В 1998 году она получила $2 миллиона.
    По мнению специалистов, подобные явления имели место и в других штатах, но там заинтересованные компании сумели это скрыть. Власти Нью-Йорка считают также, что серьезные ошибки при проведении итогового тестирования допускались и ранее, но не предавались гласности.
    На мой взгляд, в этих примерах четко видны признаки наличия коррумпированности в системе образования США.
    В «Советском энциклопедическом словаре» написано, что «коррупция — преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения». А поскольку «Демократический (или капиталистический) словарь» еще не вышел, буду исходить из этого определения.
    По мнению западных экспертов, российское общество сегодня необычайно коррумпировано и занимает по этому показателю одно из последних мест в мире. (Позади, кажется, только Нигерия.) Впрочем, мы и сами это видим: в целях личного обогащения используют свои служебные возможности почти все работающие россияне. Правда, далеко не у всех эти возможности имеются.
    Но почему-то западные эксперты выводят за рамки коррупции деятельность чиновника, получающего официально очень большое денежное вознаграждение и скрывающего различные нарушения со стороны компании, в которой он работает. Такая коррупция, а это есть, по моему убеждению, одна из разновидностей коррупции, достаточно часто встречается в так называемых цивилизованных странах, список которых мы всегда начинаем с США, и особенно опасна в образовании и медицине. И именно в этих сферах она наиболее распространена. В Интернете 8 ноября 1999 г. появилась статья Джонатана Фокса. Ее название (дословно) — «Поджаривание нашей молодежи.» (grilling означает поджаривание, а также допрос с пристрастием). После заголовка следует: «Индустрия по подготовке к сдаче SAT теста начинается с детского сада. Маленький бланк с кружочками — это большие деньги.» (SAT тесты используются для оценки знаний выпускников школ, при поступлении в университеты).
    Судя по статье, подготовка к сдаче тестов и сама сдача тестов в Америке — бизнес, о каком наши репетиторы и приемные комиссии вузов не могут и мечтать. (Похоже, общий ежегодный доход тестовых компаний достигает нескольких миллиардов долларов.) Правда, участие в этом бизнесе принимают люди, никакого отношения к математике (большая часть статьи посвящена именно тестам по математике) не имеющие. В статье упоминается, например, некий Каплан, который вложил 25 миллионов долларов в создание системы тестов для школьников третьего класса. Эти тесты, естественно, за плату можно будет вскоре сдавать в Интернет.

Вывод

    Вывод очевиден: введение тестирования в качестве основного инструмента для итоговой оценки знаний школьников, для отбора при поступлении в различные учебные заведения, создание специализированных центров (компаний) по производству тестов, пользующихся официальной поддержкой, резко ухудшит качество нашего образования, создаст благоприятные условия для развития новых и опасных видов коррупции. Тесты опасны также кажущейся простотой изготовления и способностью к быстрому «размножению». Начав плодиться, они быстро образуют злокачественную опухоль в образовании, в математическом в первую очередь, с неизбежным и скорым для образования летальным исходом.

    Справедливости ради следует все же заметить, что опасны не столь сами тесты, сколько рыночные механизмы, с помощью которых сегодня пытаются управлять образованием. Под их воздействием любая система испытаний и отбора быстро сползает на границу области применимости: тестирование сводится к наиболее примитивной форме с выбором ответа на идиотские вопросы из идиотского же набора вариантов, а традиционный экзамен составляется из громоздких и математически безвкусных заданий, сдать его без специального дорогостоящего натаскивания невозможно.

P.S.

    Все примеры относятся к американской системе образования, поскольку именно США являются мировым лидером в использовании тестовых технологий в образовании и наши апологеты тестов неизменно ее приводят в качестве образца, которому надо подражать. Изучая американскую периодику последнего полугодия (включая и начало 2000 года), можно сделать вывод, что в Америке сегодня развернулась настоящая антитестовая кампания. (Статья в «Лос-Анжелес таймс» от 18 января 2000 года называется «Тестирование уничтожает обучение».)
    Мы же, наоборот, воспылали вдруг необычайной любовью ко всяким тестам. Похоже, американские тестовые компании, теряя рынок у себя, хотят выйти на рынки других стран.
    Из приведенных примеров можно увидеть также, что проблемы образования и даже конкретно математического образования очень волнуют американское общество и широко обсуждаются на страницах самых авторитетных изданий. И здесь мы можем только позавидовать американским педагогам и ученым.

Член Исполкома Международной комиссии по математическому образованию (EC ICMI)
Шарыгин Игорь Федорович

Слова А. А. Фурсенко

    На заседании коллегии Минобрнауки на тему «Об итогах проведения единого государственного экзамена в 2008 году и планах его организации в 2009 году» глава ведомства Андрей Фурсенко заявил, что ЕГЭ в России прижился: «ЕГЭ – это лучший инструмент оценки знаний учеников. Назад пути нет. ЕГЭ будет реализован в том виде, в котором это было прописано в законе».