5 нояб. 2008 г.

Истории простых вещей. Пипифакс.

В этом году все прогрессивное человечество отмечает юбилей своего верного спутника - рулона туалетной бумаги. Простому, но столь необходимому изобретению исполняется 151 год. Впрочем широкому распространению пипифакса - меньше - ровно 80 лет. Даже как-то обидно, что об этом в общем-то эпохальном событии сегодня никто не вспоминает.

Возможно, человечество обходит молчанием юбилейную дату именно потому, что на протяжении веков с переменным успехом обходилось без «пипифакса». Проблема «чем вытирать?» появилась одновременно с возникновением цивилизации, и древние народы каждый по-своему справлялись с возникшей трудностью.

Так, древние римляне прославились своими губками - их прикручивали к специальным палкам. А нечистоты с губки смывались в кувшине, стоявшем рядом. А вот китайцы были больше похожи на современных потребителей туалетной бумаги - они использовали для целей гигиены настоящую бумагу. Правда, драгоценный по тем временам материал для столь низменных целей могли позволить себе только император и члены его семьи - бумагу специального мягкого сорта смачивали благовониями и нарезали в форме квадратов.

В арабских странах всегда с собой носили кувшин с водой и омывали в ней руку. Обязательно левую - видимо, с тех пор она считается «нечистой». Наши соотечественники не гнушались лопухами. С изобретением книгопечатания и появлением газет в туалетный обиход вошли устаревшие номера. Так, например, в США до начала XX века издавался справочник для фермеров со специальными отверстиями. Благодаря этим дырочкам его было удобно вешать в туалете и использовать по назначению. Говорят, когда справочник перешел на более плотные виды бумаги, в редакцию тоннами посыпались жалобы читателей. Хотя некоторые фермеры из южных штатов приспособились употреблять для этого дела… кукурузные кочерыжки.

Специальная туалетная бумага впервые была изготовлена и пущена в продажу в 1857 году британским промышленником Уильямом Олкоком - ровно 151 год назад. Правда, нововведение не пользовалось спросом - народ стеснялся покупать «непристойный» продукт. Попытки поставить дело производства туалетной бумаги продолжались в течение полувека, и только немецкий делец Ханс Кленк имел успех. В 1928 году он создал свою фирму, которую назвал инициалами своего имени «Хакле». Предприимчивый немец придумал, как сделать так, чтобы люди перестали смущаться. Слоган его фирмы звучал так: «Просите «Хакле», и вам не придется произносить слова «туалетная бумага»!» После этого в Европе дела пошли на лад.

Граждане Советского Союза долгое время подтирались газетами «Правда» и «Известия», даже не думая, что можно жить как-то по-другому. Туалетную бумагу привозили из-за границы и в основном оставляли в гостиницах для иностранных туристов.

Производить свою тоже пробовали, но не в промышленных масштабах. И только в 1968 году в Ленинградской области на Сясьском целлюлозно-бумажном комбинате решили поставить дело на поток и осчастливить советский народ.

Правда, новая продукция натолкнулась на нулевой спрос - простой гражданин СССР не знал, для чего нужны рулоны бумаги, и не покупал ее. Хоть и считается, что в то время не было рекламных роликов, но по всей стране перед каждым кинопоказом крутили так называемый «журнал», в котором красочно описывались все прелести нового продукта ЦБК «Сясьстрой». А еще начальникам всех крупных заводов в принудительном порядке выдали для распространения 10 тысяч рулончиков.

Успех был огромным. Туалетная бумага стала одним из любимых товаров советского потребителя. Завод работал на пределе мощности, но все равно не успевал обеспечить всю страну заветными 54 метрами. Огромные фуры с еловыми бревнами беспрерывно поставляли на комбинат натуральное сырье.

Хоть ЦБК в Ленинградской области поставлял бумагу тоннами, но дефицита «пипифакса» избежать не удалось. Впрочем, в СССР все было дефицитом. До сих пор жители Санкт-Петербурга вспоминают истории о покупке туалетной бумаги.

- Купить туалетную бумагу считалось невероятной удачей, - рассказывает пенсионерка Татьяна Ротшильд. - Обычно люди вставали в очередь и, отстояв три часа, получали заветные рулончики, число которых было ограничено. Брали столько, сколько разрешали «в одни руки». Типичная картина тех лет - идет человек по улице, а на шее у него, как ожерелье, висят на веревке рулоны туалетной бумаги. И сразу понимаешь - надо срочно бежать туда, где ее продают.

Говорят, даже в Смольном в 80-е годы в туалетах обходились газетами - туалетная бумага была слишком большой роскошью. Но все переменилось после развала Советского Союза. Тогда была типичной такая картина: вдоль Мурманского шоссе на протяжении нескольких километров стояли люди и продавали рулоны туалетной бумаги - за неимением ничего другого жалование рабочим завода платили собственной продукцией.

Туалетная бумага - поле для экспериментов. Чем, например, такая бумага хуже обычной мелованной? За границей уже давно оценили значение «туалетного чтения» - закрывшись от тревог и забот в уединенной кабинке, человек вполне может кроме удовлетворения прямых потребностей еще и почитать что под руку попадется. Поэтому туалетную бумагу облюбовали себе рекламщики. Оторвал - прочитал - использовал - выкинул, но информация осталась в памяти. Кто-то поговаривает уже о том, чтобы выпускать специальные журналы в рулонах, совместив таким образом приятное с полезным. Но у нас в России до таких изысков еще далеко.

- Лет 20 назад в Советском Союзе выпустили пробный экземпляр туалетной бумаги, на которой был ни много ни мало русско-финский разговорник. Но широкого распространения изобретение не получило. Слишком дорого изготовлять такую бумагу - ее себестоимость поднимется настолько, что люди плюнут на удобство и перейдут обратно на газеты.

Но кто знает - туалетной бумаге исполнилось всего 150 лет. Для такого серьезного изобретения это еще несерьезный возраст. Посмотрим, что станет с верным спутником человечества еще лет через 200.

Комментариев нет:

Отправить комментарий